Каждый из родителей, готовя своего ребенка к школе, считает, что он готов пойти в первый класс. Но, при этом, оценивает будущего школьника основываясь на своих, субъективных показателях. Для всех родителей эти показатели разные, например, умение читать, писать и считать, или способность сосредоточиться, или самостоятельность и контактность ребенка. Все это важно, но любая школа и каждый учитель ждет определенной готовности от своего будущего ученика.
Здесь важно учитывать:
- мотив (хочу быть школьником);
- коммуникабельность (контакт с учителем и сверстниками);
- развитие познавательных, эмоциональных, волевых процессов;
- адаптация (школа, класс, парта и т.д.).
В этой статье раскроем основные компоненты подготовки ребенка к обучению в школе.
1. Психологическая готовность.
Это достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в коллективе своих сверстников.
Если проще, то ребенок должен быть:
-здоровым;
-усидчивым;
-нераздражительным;
-не подвержен страхам;
-спокойно засыпать и крепко спать.
2. Личностная и социальная готовность.
Это готовность к принятию новой социальной позиции школьника. Выражается она в определенном отношении ребенка к:
-школе (школьный режим, занятия в школе, выполнение домашних заданий);
-учителю (учитель – это взрослый, выполняющий особую роль по обучению и воспитанию детей);
-учебной деятельности (на уроках исключены эмоциональные контакты – нужно задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку).
3. Интеллектуальная готовность.
Это определенный кругозор ребенка и запас конкретных знаний. У будущего школьника должны быть развиты любознательность, образные представления, память, речь, воображение и мышление.
Если проще, ребенок должен:
-знать о своей семье и ее быте;
-иметь сведения об окружающем мире и уметь ими пользоваться;
-высказывать собственные суждения и делать выводы.
4. Эмоциональная готовность.
Это знание социальных норм, которые связаны с положительными и отрицательными переживаниями. Здесь формируются нравственные чувства и убеждения.
Готовность в этом смысле предполагает:
-радость от ожидания начала учебного года;
-развитые нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства;
-умение сочувствовать, сопереживать и т.д.
5. Волевая готовность.
Это способность ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, соблюдать школьный режим, управлять своим поведением.
Будущий школьник должен уметь:
-понимать задачу и ее цель;
-планировать свою деятельность;
-преодолевать трудности;
-оценивать результат;
-принимать помощь взрослых.
6. Физическое развитие.
Это способность управлять своим телом и выдерживать большие физические нагрузки.
Ребенок должен:
-уверенно застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, одеваться и раздеваться;
-бегать, прыгать, кататься на велосипеде, на лыжах, играть в мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
-манипулировать мелкими деталями;
-строить круг, квадрат и треугольник;
-ориентироваться в пространстве и выполнять движения на координацию и ловкость.
7. Умение читать, писать и считать.
Обучение чтению, письму и счету не является главной задачей в дошкольный период. Здесь важно создать предпосылки для успешного обучения в школе.
В связи с этим ребенок должен:
-четко и правильно произносить звуки родного языка;
-уметь выделять звук в начале, середине и конце слова;
-уметь использовать предлоги, приставки и строить предложения;
-уметь связно и полностью самостоятельно рассказать сказку или небольшой рассказ.
В вопросе готовности ребенка к школе естественно ключевое место отводится воспитательной деятельности его родителей. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители причиняют ему непоправимый ущерб. Кстати, не меньший ущерб причиняют своим детям те, кто берется за процесс слишком рьяно, не имея психолого-педагогических знаний и умений.
Итак, как может взрослый организовать процесс воспитания ребенка, чтобы подготовить его к успешному обучению в школе. В этой связи родители должны обеспечить и привить будущему первокласснику такие компоненты как:
1) Режим дня (нормализация времени отдыха и работы, чередование видов деятельности формирует ответственность, собранность и дисциплинированность);
2) Домашний труд (правильно организованная домашняя работа приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому и кропотливому учебному труду);
3) Физическая подготовка (спортивные секции, зарядка, закаливание и т.д.);
4) Эстетический вкус (походы на выставки, в музеи, театры и т.п., а также занятия рисованием, лепкой, аппликацией, раскраски и т.п.);
5) Общение со сверстниками (детская площадка, детский сад, секции, утренники и т.д.);
6) Учебная деятельность в детском саду или дома по специальным пособиям.
Как вы видите, ничего сложного или неосуществимого в процессе подготовки ребенка к школе нет. Главное, это развитость всех психологических процессов, а значит, сформированность всех мозговых структур, а не конкретное умение, допустим, читать или писать.
В помощь родителям и их детям, ниже приведу вопросы собеседования, которое проводится в любой школе и, на которые должен знать ответ каждый будущий первоклассник:
1) Свое полное имя (Ф.И.О);
2) Свой точный адрес, включая страну, область, район, город, улицу, дом, квартиру и индекс;
3) Полные имена близких родственников (мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.);
4) Кем и где они работают;
5) Основные достопримечательности родного города, страны (например, Красная площадь, Московский Кремль и т.д.);
6) Времена года, их последовательность и основные признаки (зимой-снег, весной-ручьи, летом-солнечно и зелено, осень-дождь и желтые листья на деревьях);
7) Месяцы и дни недели; их последовательность;
8) Различать основные виды деревьев, цветов;
9) Различать домашних и диких животных и птиц.