Автор fvl1_01
Мы все конечно помним, какие споры идут относительно происхождения головного убора Красной Армии - "Фрунзевки", "Богатырки", а чаще всего известной нам как "Буденновка" (официальное наименование "шлем суконный").
и почти столько же - относительно принятой вместе с ней шинели "с разговорами":
(одно из названий - "кафтан пехотный") - были с "разговорами" и гимнастерки...
Сторонники великой и могучей Российской империи часто указывают что мол шлемы и шинери богатырские придумали при Николае II, чуть ли не для Парада Победы в Берлине. Правда ничем доказать это утверждение не могут - никаких документальных свидетельств не сохранилось. Приходится надувать щеки про купца Второва, рассказывать "ну вы же понимаете, не могли мол большевики в Гражданскую войну форму шить, они же все хозяйство развалили и т.п."
Сторонники версии о том, что буденновка появилась именно в Красной Армии и разрабатывалась именно для Красной Армии имеют пожалуй побольше доказательств - тут и постановление Реввоенсовета, и воспоминания о том как художник Васнецов работал над эскизами, да и сами экскизы. Есть приказ о конкурсе и документы его.
"Приказом РВСР № 116 от 16 января 1919 года были объявлены образцы и даны описания <…> головного убора.
Головной убор («богатырка») изготавливается из мундирного сукна защитного цвета и имеет вид шлема. Он состоит из колпака, сужающегося кверху, и отгибающихся назатыльника и козырька. Колпак состоит из шести одинаковых кусков формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся вверху в центре колпака. Вершина колпака притуплённая. В ее верх вшивается круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см, обтянутая сукном. К суконному колпаку изнутри пришивается колпак той же формы из бязи с ватной простеганной подкладкой. Спереди к нижнему краю колпака притачивается двухслойный суконный козырек, имеющий шесть рядов прострочки, а к задней части пристрачивается назатыльник, также сшитый из двух слоев сукна. Назатыльник имеет треугольный вырез в средней части и удлиненные суживающиеся концы. На левом конце имеются две просечные обметанные петли, а на правом - две пуговицы. Для складывания назатыльник перегибается по ширине в верхней точке треугольного выреза, а его свободные концы загибаются внутрь по складке. Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегиваются на пуговицы диаметром 1,5 см, обтянутые приборным сукном."
В общем против "красной" версии происхождения буденновки есть только одно возражение - и это товарищ Троцкий. Он активно продвигал буденновку как головной убор, сам ее носил и сторонники посконного и домотканного русского духа всегда возражают - мол ну не мог, не мог Лейб Бронштейн продвигать такую средневеково исконно-русскую, патриотическую боярскую вещь... Какой такой русский патриотизм, откуда взять ему... Украл наверное.
Документов нет, но возражение так и прет: "... аргумент метафизический, что не лишает его весомости. Дело в том, что стилистика новой формы совершенно не вписывалась в идеологию революционной республики. Древнерусские мотивы, очевидно прослеживающийся в шлемах или шапках-«богатырках», свободных рубахах-гимнастерках и длинных шинелях с «разговорами» (поперечные стрелы-застежки), подчеркивали национальную принадлежность воинов, что никак не вписывалось в космополитичную концепцию мировой революции. Под всеми приведенными выше документами стоит подпись Л. Д. Троцкого, который не мог пропустить такое вопиющее несоответствие." (отсюда - http://zonwar.ru/news/news_185_Budenovka.html)
Ну вот, благодаря уважаемому жж юзеру https://govorilkin.livejournal.com/я противоречия устранены - "буденновка" действительно форма одежды Красной Армии и никакие Парады Победы в Константинополе и Берлине, а так же вытирание шашек кокотками в Вене тут непричем.
Ларчик открылся просто благодаря реконструкциям художника Олега Федорова (пост старый но сослаться надо исходник https://rossica-antiqua.livejournal.com/535405.html)
Хазарин. Из аланской семьи. В гимнастерке с разговорами. В буденновке!!!
Шах и мат господа. Шах и мат. Лев Бронштейн явно, что то знал о хазарах :)