Это, безусловно, главнейший из составляемых списков. Большое спасибо, друзья, что читаете, спрашиваете и заходите в него чаще всего.
Год получился шикарным на фильмы, даже со стороны российского кинопроизводства и государственных извращений получились весьма достойные и качественные картины. Единственное, что немного заставило сомневаться – нет лидера в этом году. Есть целая когорта потрясающих лент, которые действительно останутся в истории и которых можно будет пересматривать, однако чего-то выдающегося, что совпало бы с моим мироощущением и душевными настроениями так и не вышло.
Смотрите только умное и душевное кино. Пожалуйста!
(как обычно, только то, что появлялось на киноэкранах России в 2018-ом, участвовало в международных кинофестивалях 2018-го или же не было куплено в российский прокат, но было показано в 2018-ом в остальной части света)
Best 2018 Movies
1. Lazzaro felice (2018, реж. Аличе Рорвахер)
Наверно, Лазарь будет первым в уходящем году. Как наиболее тонкий по душевной структуре и как один из самых полезных с точки зрения кинематографической – итальянский неореализм воскрес.
2.Three Billboards Outside Ebbing, Missouri (2017, реж. Мартин МакДона)
Почти год прошёл, как эта лента была на экранах, а силы своей она не утратила. Хочется находить баланс между авторским и массовым, это именно то самое. И сильные художественные образы, и потрясающая актёрская работа, и отличная постановка, которой, возможно, чуть не хватило иронии человеческой глупости, чтобы зрителя совсем разнести.
3.Roma (2018, реж. Альфонсо Куарон)
Детище Альфонсо Куарона, авторское, спустя множество лет работы на крупное кино. Грандиозная, на самом деле, постановка среза мексиканского общества семидесятых, которую действительно интересно наблюдать и с точки зрения познания мира, и с точки зрения авторских решений. К тому же вышла на Нетфликсе – в противовес сами знаете каким кинофестивалям.
4.The Florida Project (2017, реж. Шон Бейкер)
Очень хочется отметить этого режиссёра, Шона Бейкера, поскольку он нашёл новый раздел в авторском американском кино, посвящённый экзотической жизни низов посреди блеска дорожных мотелей и парков развлечений, что смотрится ещё и удобно со следящей камерой, Та социальная сфера, которую в общем плане может быть сложно выделить среди такой уж социальной и сопереживательной.
5. Сердце мира (2018, реж. Наталья Мещанинова)
Первый из российских в этом году. Сотрудничество Хлебников и Мещаниновой гениально. При всё том же дерьме на заднем плане, что есть в России, они умудряются создать увлекательную поэзию жизни человека внутри своего профессионального труда.
6. Phantom Thread (2017, реж. Пол Томас Андерсон)
Пол Томас Андерсон и Дэниэл Дей-Льюис со своим рассказом о маститом кутюрье. Здесь не нужно говорить, здесь нужно увидеть эту постановку, очень тонкую, буквально, как нити.
7. Da xiang xi di er zuo (2018, реж. Ху Бо)
Тоже можно не тратиться на слова. Единственная работа Ху Бо, режиссёра, который покончил жизнь самоубийством ещё до финиша монтажа ленты – не примечательный кинофестивальный факт, а многозначительный побег людей от самих себя, которые общий язык с окружающим их обществом не нашли.
8. Se rokh (2018, реж. Джафар Панахи)
Первый фильм Панахи после выхода из домашнего ареста, но всё ещё запретный для Ирана. Тем не менее, главная удача режиссёра среди последних работ, наиболее тонкая и кинематографичная. Правда всё о том же непринятии человека обществом, только в отличии от Ху Бо, исключительно в вопросе национальных традиций.
9. Burning (2018, реж. Ли Чхан Дон)
Фаворит многих списков, на некоторый взгляд, незаслуженно обделённый Каннами. Филигранная работа корейского режиссёра о навязчивых человеческих мыслях, показанная современным языком и оставившая после себя не просто ощущение растянутого саспенса, а воодушевление самой крайне искусной атмосферой.
10. Isle of Dogs (2018, реж. Уэс Андерсон)
Анимация Уэса Андерсона. Хотя и история в ней человеческая, и болтают человеки. Как всегда, экзотично, хлёстко визуальными решениями, не похоже ни на что в плане образов. Историю бы помощнее.
11.The House That Jack Built (2018, реж. Ларс фон Триер)
Ларс, Ларс, Ларс. Весь фильм о себе и про себя. Глобальная вещь как шутливый вызов. Красиво, статусно, безусловно интересно, но, конечно, эгоистично.
12.История одного назначения (2017, реж. Автодья Смирнова)
Авдотью Смирнову, я так понимаю, не особо любят с многих сторон Дела тут сугубо гражданско-политические и к фильму отношения не имеют. Человеческая драма о поступках и выборе, разворачивающаяся во времена жизни Льва Толстого. Вроде сначала очень простецки, но послевкусие долгое и крутое.
13.Довлатов (2018, реж. Алексей Герман-мл.)
Множество критических стрел в адрес Германа-мл. и о несоответствии Довлатова Довлатову, и о казалось бы бессмысленном кино, где и доброго-то нет, и злое как-то несуразно. Однако целью режиссёра было передать ощущение от времени, как когда-то в «Лапшине» сделал его отец. С этой задачей Герман точно справился. Да и Марич получился куда интересней подобных персонажей с подобным контекстом в том же “летнем” фильме со стороны политзаключённых.
14. Twarz (2018, реж. Малгожата Шумовска)
Очень лёгкий и доступный фильм Малгожаты Шумовской о буквальной потере лица человеком и об отношении к нему окружающих. Никакой социальной проповеди, добрая повесть о неприглядном.
15. American Animals (2018, реж. Барт Лэйтон)
Совершенно не ясно, почему эта лента не была приобретена для российского проката. Рассказывает она о реальной истории попытки похищения редкой книги студентами Института, которые по очереди сами и комментируют происходящие действия. История, показанная со всех четырёх сторон. Поучительна, художественна, достаточно интересна для просмотра из-за тематики скоординированных ограблений группой лиц, тем более, что лица являются молодыми и неопытными, что уже само по себе конфликт.
16. BlacKkKlansman (2018, реж. Спайк Ли)
Новая работа Спайка Ли. Нечто среднее между самостёбом и декламацией. С отличным визуальным решением, забавной актёрской работой и намеренно глупым сценарием. Последние кадры в конце за своей бесполезностью просто-напросто откидывают её сюда, чуть ниже, чем должна быть.
17. Don't Worry, He Won't Get Far on Foot (2018, реж. Гас ван Сент)
Новая работа Гаса ван Сента, скорее всего, из-за самого ван Сента, а также Хоакина Феникса. Прекрасная актёрская работа над чем-то всё же интересной биографией. Однако ни нерва, ни темпа.
18. The Ballad of Buster Scruggs (2018, реж. Братья Коэны)
Новая работа братьев Коэнов. Столпы американского независимого идут один за одним. Сумбурно, поэтому и так низко. Шесть историй, скомпилированных в фильме. С наличием смешных или очень тонких, но не имеющих понятного начала, конца и стратегии потребления.
19. О чём говорят мужчины. Продолжение (2018, реж. Флюза Фархшатова)
Нет в этой ленте ничего выдающегося, однако же смотреть её очень интересно. Один из самых приятных массовых сюжетов, снимавшихся в России. Место фильма для отдыха занято именно «Квартетом И».
20. Au revoir là-haut (2017, реж. Альбер Дюпонтель)
Наверно, лучшая лента среди бельгийско-французского округа. Отличная нетривиальная история, которая в какой-то момент вспоминается сказкой с нарративом, сменившим одежду.
21. The Disaster Artist (2017, реж. Джеймс Франко)
А Франко безумно хорош. Пусть безумен в том числе. Но это абсолютно точно одна из лучших актёрских работ, которую можно было видеть на экранах в восемнадцатом, и уж точно лучшая биография, если касаться исключительно байопиков.
22. Eighth Grade (2018, реж. Бо Бёрнем)
Вот и известный американский стендап комик дебютировал в кино. Его фильм даже есть в списке лучших самого Барака Обамы. Очень простое кино для детей переходного возраста, но именно такое, которое сейчас никто не снимает, когда оно так необходимо.
23. The Killing of a Sacred Deer (2017, реж. Йоргос Лантимос)
Лантимосские иллюзии и потоки сознания. Мощный по структуре фильм, но в то же время слишком пресный и нелогичный сценарно. Самая грандиозная операторская работа года.
24. First Man (2018, реж. Дамьен Шазелл)
Первая наёмная работа Шазелла после личного становления. Снимал аккуратно, пытался никого не обидеть и ничего не испортить. Смотрелось в итоге достаточно правдиво, правда не особо интересно. Актёрская работа подвела, а музыкальная составляющая вновь переигрывает в чувствительности саму рассказанную историю.
25. The Death of Stalin (2017, реж. Армандо Иануччи)
Сколько угодно там запрещайте, всё равно посмотрим. Хороший фильм с хорошим чувством иронии, Ожидал только больше текстовых, линейных шуток, всё-таки английский юмор. Но и так он виден и читаем, поэтому смотрелось очень живо и легко.
Спасибо за год!