– Сейчас многие художники, творцы, и вы в том числе объединяют в себе творчество и управленца. Вот эти две ипостаси, насколько они совместимы и не мешают ли друг другу?
– Они совместимы, если вы учились. Просто к моменту завершения танцевальной карьеры я уже десять лет был параллельно педагогом Большого театра. Мне предложили должность ректора и к этому моменту я уже получал второе высшее образование, юридическое, и на момент моего прихода на должность ректора у меня было три образования: танцовщика, педагога-репетитора с большим стажем работы по этой квалификации плюс еще и юриста.
К сожалению, очень часто люди путают обслуживающий персонал: администрацию театров, вузов с творческими людьми. Очень редко когда это совпадает и когда люди могут быть и тем и тем, ну, например, как великий Гергиев или Табаков. А есть категория людей – творческая, они не приспособлены, но дельцы – менеджеры, которые возглавляют при них что-то, очень умело используют их, для того чтобы продвигать мелкопоместные идеи, и к сожалению, такое происходит очень часто. Иногда менеджеры сходят с ума и объявляют себя главой всего.
Я, например, являюсь большим противником этого и так как у нас начинается «Год театра», он должен пройти под очень важной эгидой «Долой менеджеров в искусстве». На второй план, они должны быть – обслугой, они не могут быть главой ничего.
В тот момент, когда человек без образования: музыкального, театрального, начинает диктовать – это приводит к катастрофе. И многие театры, учебные заведения, к сожалению, пострадали от этого, потому что эти менеджеры вырвались на первый план.