Найти тему
Ретроспектива PRO

Деликатная дуэль

В марте 1958 года театральная публика охотно обсуждала новость, которая мгновенно облетела артистические гостиные Парижа.

Ещё бы! Речь шла о конфликте и готовящейся дуэли на шпагах (!!!) между Сержем Лифарем и маркизом де Куэвасом.

Оба персонажа были хорошо известны.

Серж Лифарь, эмигрировавший из Советской России в 1922 году, до 1929 года танцевавший в «Русских сезонах», после смерти Дягилева ставший премьером, а с 1930 года и руководителем балетной труппы Парижской оперы. Он был человеком, возродившим балет Парижской оперы и вернувшим репутацию одной из ведущих балетных трупп Европы. К 1958 году за его плечами было создание более 200 балетов и авторство 25 книг по теории танца.

Серж Лифарь с пистолетом, который использовался в дуэли между А.Пушкиным и Ж.Дантесом
Серж Лифарь с пистолетом, который использовался в дуэли между А.Пушкиным и Ж.Дантесом

Второй персонаж, маркиз Жорж де Пьедрабланка де Гуана де Куэвас, - американец чилийского происхождения, богатый меценат и балетоман, основатель балетной труппы в Монако «Большой балет маркиза де Куэвас» с репутацией одного из лучших на то время коллективов Европы. Он также был известен тем, что будучи гомосексуалом ухитрился стать зятем нефтяного короля Джона Д. Рокфеллера, женившись на его внучке.

Маркиз Жорж де Пьедрабланка де Гуана де Куэвас
Маркиз Жорж де Пьедрабланка де Гуана де Куэвас

Маркиз де Куэвас и Серж Лифарь относились друг к другу с большим профессиональным уважением, при встречах раскланивались, обнимались и расцеловывались. Обе балетные труппы считались высокопрофессиональными. Поэтому их считали друзьями-соперниками.

Но ничто не останавливало их говорить друг о друге гадости за спиной. Лифарь снисходительно смотрел на маркиза как на дилетанта от балета, а де Куэвас, в свою очередь, как потомок древнего (так он утверждал) французского рода, всячески демонстрировал свое пренебрежение к Лифарю и стремился каждый раз подчеркнуть свое сословное превосходство и исключительность.

Обстановка постепенно накалялась, и весь охочий до скандалов бомонд с любопытством ожидал, чем всё это закончится. Гроза должна была вот-вот разразиться, но... Не было повода.

И вот, в марте 1958 года, до Лифаря доходит информация, что его одноактный бессюжетный балет «Сюита в белом» с небольшими изменениями был введен в программу труппы де Куэваса под названием «Черное и белое». Причем, без согласования ни по поводу прав на постановку, ни по поводу правок, внесенных в балет. А ведь это был один из лучших балетов Лифаря, нежное и хрупкое произведение, поставленное в самый разгар войны в 1943 году.

Балет "Сюита в белом" на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва
Балет "Сюита в белом" на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Вот и долгожданный повод! Лифарь демонстративно воспринял этот факт как вопиющую бестактность и стал искать встречи с маркизом для ссоры.

Ждать пришлось недолго. По одной из версий, в один из дней Серж Лифарь посетил представление, которое давала труппа маркиза в театре «Шанзелизе».

Театр Шанзелизе (Théâtre des Champs-Élysées), Париж
Театр Шанзелизе (Théâtre des Champs-Élysées), Париж

По окончании в фойе театра он демонстративно и прилюдно в присутствии де Куэваса дал самую нелестную характеристику увиденному балету. Маркиз, оскорбившись, тотчас же символически провел ладонью по щеке Лифаря, изобразив пощечину.

По другой версии, всё дело происходило на одном из светских раутов и маркиз в ответ на оскорбление бросил в Сержа Лифаря перчатку. Кто-то же утверждал, что был брошен в лицо портмоне, кто-то ещё рассказывал какие-то невероятные версии...

Но факт остается фактом: на глазах театральной публики один театральный персонаж бросил вызов другому театральному персонажу, и оба пожелали разрешить конфликт не менее театрально – дуэлью на шпагах до первой крови.

На дворе шел XX век, о разрешении споров между благородными французскими аристократами с помощью шпаг все уже давным-давно забыли, более того – дуэли были запрещены ещё в XVII веке. Поэтому подготовка к поединку проходила в строжайшей тайне. О ней знали только участники, их секунданты, родственники и друзья секундантов, обе балетные труппы и журналисты парижских изданий, которые тайно рассказывали о ходе подготовки схватки только для своих читателей. Сами дуэлянты давали тайные интервью и фотографировались для печатных изданий с оружием в руках в фехтовальных залах. На момент дуэли Лифарю было 54 года, а де Куэвасу – 73.

Секундантами Сержа Лифаря были первые танцовщики - солисты Гранд-Опера. Секундантами маркиза де Куэваса – некий импресарио, а также молодой политик Жан-Мари Ле Пен - будущий Председатель Национального фронта Франции и отец родившейся через 10 лет после описываемых событий Мари Ле Пен.

Местом дуэли традиционно был выбран Булонский лес, всегда многолюдный парк, излюбленное место прогулок парижан. Но в назначенный день место дуэли оказалось окруженным полицией, журналистами и телеоператорами, нетерпеливо ожидающими соперников. Прибывшие 30 марта дуэлянты, оценив ситуацию, приняли решение перенести место проведения поединка в Нормандию, в родовое имение маркиза в Бларю, в 70 километрах к северо-западу от Парижа, и немедленно уехали туда. Журналисты от них не отставали.

Приехав на место, соперники разобрали оружие, встали в позицию и скрестили шпаги. Телеоператоры и 50 фотографов газет фиксировали каждый момент схватки, желая донести до своих читателей и телезрителей все нюансы концептуального перформанса. Через семь минут схватки, в момент атаки Лифаря, маркиз достал шпагой его предплечье. Появилась кровь.

Ранение
Ранение

Схватка была немедленно остановлена. Соперников развели. Раненную руку Лифаря перевязали. Соперники обнялись, маркизу, который при виде крови разрыдался, была также оказана медицинская помощь. Таким образом, оба соперника получили полное удовлетворение. И в дальнейшем их связывала дружба вплоть до смерти маркиза.

Дружба навеки
Дружба навеки

Власти не стали применять каких-либо мер к нарушителям закона, попросту махнув на них рукой. Серж Лифарь любил рассказывать о дуэли и показывать шрам на руке.

А чем же закончился спор о балете?! Про него никто уже больше и не вспоминал...