Внешний вид Иисуса Христа является предметом жарких споров еще со времен раннего христианства. Известной каждому отличительной особенностью изображений Спасителя является непременное наличие бороды.
Но была ли у Него борода на самом деле?
Следует отметить, что Библия не содержит непосредственных описаний внешнего вида Иисуса, хотя некоторые исследователи предполагают, физические описания могли быть удалены в первые века, чтобы подчеркнуть универсальность самого образа.
Большинство исследователей, следуя вполне очевидной логике, предполагают, что Иисус был похож на нынешние жители Ближнего Востока, но это совершенно не говорит о наличии или отсутствии бороды.
Как и первые христианские изображения, самые ранние изображения Христа относятся к концу второго и началу III века, встречаясь главным образом в Риме. В этих ранних изображениях, Иисус обычно предстает как юноша без бороды и с вьющимися волосами.
Однако «бородатые изображения» также встречаются практически с самого начала, возможно, опираясь на существующий стереотип из греческого мира о странствующих философах.
Во времена правления римского императора Константина Великого (306-337 год), христианство стало господствующей религии Римской империи, в этот же период изображения Иисуса стали иметь все более зрелые черты, представая практически исключительно с бородой.
Но на что же опирались художники и иконописцы при изображении бородатого Христа?
Несмотря на то, что Евангелия не говорят о наличии бороды, с первых веков христианства было известно о существовании так называемых Нерукотворных изображений Спасителя.
История с Нерукотворным образом, ставшим прототипом для великого числа православных икон, известна по апокрифу «Учение Аддая апостола», «Легенде об Авгаре», и ряду других источников говорящих о том что, когда посланный больным царем Эдессы Авгарем V художник не смог нарисовать Христа, но Тот умыл лицо и вытер его тканью, на которой чудесным образом и проявился отпечаток.
Поскольку борода Христа была сырой, то отпечаталась в виде клина.
Несмотря на популярность легенды и ее явное влияние на последующее представление о бородатом Христе, первые предания о Нерукотворном образе прослеживаются лишь с IV века.
В католицизме крайне популярен другой нерукотворный образ Спасителя с бородой - Плат Вероники, изображение на котором не менее чудесным образом проявилось от крови Христовой.
Однако истории о самой Веронике нет даже в канонических Евангелиях, а ближайшее письменное упоминание - это чудо исцеления кровоточивой женщины, прикоснувшейся к краю одежды Иисуса (Евангелие от Луки, Глава 8, стих 43-48), но ни о каком обтирании лица, а уж тем более проявлении на ткани образа Христова там не говорится.
Тем не менее история получила дальнейшее развитие, породив серию реликвий и изображений с неизменным присутствием тернового венца, крови и неизвестно откуда появившейся бороды.
Несмотря на отсутствие любых библейских ссылок и даже исторических описаний, в течение двух тысячелетий появилось множество изображений бородатого Иисуса Христа, на которые зачастую влияли вовсе не исторические факты, а культурные условия и даже политические обстоятельства.
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.