Найти в Дзене

Как дураки царей развлекали

Оглавление

Человек недалекого ума, как ни странно, почитался на Руси, особенно в средневековой.

Развлечений было в тот период не так много: охота да пиры. Большую роль оказывала и церковь, которая накладывала запреты на многие радости жизни.

А людям хотелось потех, да и человеческим порокам необходим был выход наружу.

Виды дураков

Всех, кого называли дураками, дурками, шутами можно поделить на несколько категорий:

Те, кто, действительно, имели природные изъяны: уродства от рождения, умственную отсталость.

И те, кто, притворялся таковыми. Некоторые были штатными дураками: им вменялось в обязанность веселить, создавать обстановку. Другие, будучи мудрыми людьми, осознавали, что их понимание жизни не очень-то востребовано. Они считали, что зарекомендовать себя дураком гораздо безопаснее.

Особенным почтением пользовались юродивые. Они сочетали в себе все вышеуказанное: имели физические недостатки и умственные отклонения, но чаще всего прикрывали своим вызывающим поведением внутренние протесты.

Важно заметить, что потеха над человеком, имевшим умственные и физические изъяны, не считалось за унижение или за оскорбление.

Дураки и дурки русских царей

Набор придворных слуг включал и шутов. В их обязанность входило обеспечивать веселость в царских хоромах. Качество этого веселья различалось. Шутки могли быть безобидные, но чаще всего отличались цинизмом. Насмешки были грубыми, переходящими в издевательство.

Для Ивана Грозного нормой в обращении с поданными были кровавые расправы.

Придворный шут Осип Гвоздев часто попадал под горячую руку царя, в него метались ножи, лилась кровь, но это была привычная ситуация. Одна из шуток закончилась трагедией: Осипу не смогли оказать помощь, и он умер.

Развлекали шуты и Федора Ивановича, сына Ивана Грозного.

Даже Лжедмитрий Второй, «Тушинский вор» успел обзавестись шутовской забавой.

Первый государь из династии Романовых, Михаил держал при себе штат дураков разного пошиба.

И. Е. Забелин описывает как пятнадцать человек к Светлой Пасхи шили наряды для дурака Мосея и дурки Маньки. Старались на славу. Ждали гостей: дураков Симонку, Исаку, Сергея. Портные шили одежды и для них. Играли и свадьбы, которые были для всех развеселой потехой.

Петр Великий, умеющий и работать, и отдыхать, своим шутам платил жалованье. Развлекали царя кудахтаньем, кривлянием, возлиянием вина и пива. Но были, те кого относят к шутам – интеллектуалам, сделавшим себе придворную карьеру – Ванечка Балакирев, Яков Тургенев.

Во времена Анны Иоановны при дворце обитало множество карликов и карлиц. Известная свадьба шута и шутихи в Ледяном дворце стала примером извращенного юмора XVIII века.

Юродивые

В XVI – XVII веков на Руси распространяется вид шутовства, несущий в себе элементы святости - юродство.

Юродивый позволял себе говорить, что думает. Вести себя, как захочется.

Прокопий Устюжский спал на груде мусора. Василий Блаженный кидался в иконы камнями, ходил по улицам нагим. Ксения Петербургская выдавала себя за умершего мужа.

Вот такое вот, мягко говоря, необычное поведение. Но современники видели в этом проявление святости, сакральной духовности. Потомки наделяли этих людей особыми качествами, причисляли их к лику святых.

Шутовство и дурачество на Руси не просто развлечение для скучающих царей и их гостей. Шутка становилась выражением скрытых желаний, протеста, а иногда и пророчества.