В минувшем году в городе достаточно громко был отмечен юбилей муниципального Молодежного театра. Одновременно праздновали семидесятилетие его основателя и художественного руководителя - заслуженного артиста Российской Федерации, лауреата многочисленных фестивалей и творческих конкурсов Владимира Вейде.
Согласитесь, создать и поднять театр в провинциальном городе в лютые 90-е – настоящий подвиг. А у Владимира Давыдовича – получилось!
А хмурым декабрьским утром, за три дня до нового 2019 года ему предложили расписаться в получении бумаги, в которой говорилось, что контракт с ним – художественным руководителем театра не продлевается, потому что «в штатном расписании учреждения этой должности не предусмотрено».
Первое лицо в театре - художественный руководитель. Олег Ефремов, Галина Волчек, Марк Захаров, Александр Калягин – худруки. Страна знает их, а не директоров, которые занимались хозяйством. И это нормально. По большому счету - директор театра – это завхоз, ему всегда можно найти замену. А нет худрука – нет театра, или это будет совсем другой театр – театр абсурда, точнее – чистый абсурд.
Для управления хозяйством муниципального бюджетного учреждения культуры «Молодежный театр» существовала должность директора –распорядителя. Когда главным администратором стала Юлия Журавлева, за плечами которой был опыт электронных торгов по продаже медицинских товаров, началось реальное уничтожение театра. Специалист по тендерам ненавязчиво лезла в творческий процесс и даже умудрилась, вместе с тогдашним начальником городской культуры Капканом, переписать Устав театра. Более того, она стала «рулить репертуаром» и актерами.
Да, любой творческий организм живет, пока обновляется - конфликты в творческой среде неизбежны и даже необходимы. И руководство города (театр-то муниципальный) должно было принять взвешенные решения, чтобы не допустить самоуничтожения очага культуры.
Владимир Вейде считает, что «культурой управлять невозможно. Можно помогать деятелям культуры – художникам. В этом и заключается работа начальника управления культуры – помогать, потому что через них идет финансирование».
По словам создателя театра проблемы начались четыре года назад, когда актеры написали и отослали видеобращение к В.В. Путину. Да, в обращении говорилось и о тяжелом материальном положении актеров труппы, но больше о том, что убивается художественная, политическая и эстетическая идея театра, который был создан в 1993 году. Того романтического театра, который говорил о силе добра и любви – уже не будет.
Скорее всего, то, что начало твориться в театре, было местью художественному руководителю, который позволил вынести сор из избы. Часть актеров из-за скудности ыинансирования уволилась и уехала из города, других подвела под увольнение «специалист по электронным торгам».
Забронзовевшему мэру Носову было недосуг заниматься такой мелочью, как муниципальный театр. Всем рулила Светлана Юрчишина, учительница географии и биологии, ставшая волею судеб начальником управления культуры администрации Нижнего Тагила. И это в области, где есть собственный театральный вуз!
Сейчас обязанности директора театра временно исполняет некто Е.В. Уракова – бухгалтер по основному роду деятельности. Юрчишина заявила, что теперь всем в театре, в том числе творчеством, будет управлять директор (читай завхоз). В администрации на эту должность уже присмотрели человека, но держат фамилию в секрете – никаких электронных торгов не предусмотрено.
Самое интересное, что 2019 год объявлен в России «Годом театра», и как подчеркнул президент Владимир Путин, речь идет не о столичных, а в первую очередь, о провинциальных театрах.
Весть о диком решении тагильских столоначальников уже разнеслась по всей стране. Появились публикации в электронных журналах, на новостных сайтах. Владимиру Давыдовичу со словами поддержки звонят коллеги и ученики из Петербурга, Москвы и других городов.
Почитательниц а его постановок из поселка Свободный написала на своей страничке в Фейсбуке: «Защитим замечательного человека». На что Вейде ответил: «Замечательный человек – не профессия. Спасать надо профессию, без которой не может существовать театр».
Как выразился творческий человек из Екатеринбурга, знакомый с ситуацией, « не успел губернатор Куйвашев разделаться с двумя проблемами, которые возмутили федеральный центр ( зарплата мэра Екатеринбурга и заявление Глацких), как Суров (зам.главы Нижнего Тагила по соцвопросам) и Юрчишина подогнали ему новую головную боль – муниципальный Молодежный театр, который успешно добили в самом преддверии «Года театра».