В некоторых жизненных ситуациях люди словно выпрашивают извинение. Например, вы договорились с подругой встретиться в новой кофейне. При встрече она стала жаловаться, что едва нашла это место. Вы можете рефлекторно начать извиняться, ведь место встречи выбрали вы, хотя объективно вашей вины тут нет.
Как поступить? Поблагодарите подругу за то, что, несмотря на трудности, она все же встретилась с вами и пришла вовремя. Неловкость тут же уйдет, а вы не будете идти у нее на поводу.
Но что делать, если вы действительно виноваты, а правильные слова не приходят на ум? Помните, что любое извинение состоит из четырех этапов. Вначале – вводная часть. Обычно достаточно просто сказать «прости меня», чтобы привлечь внимание обиженного вами человека.
Затем надо выразить сожаление по поводу произошедшей неприятности. Тут тоже не нужно усложнять. Лучше сказать кратко: «Я сожалею о …».
А далее, обязательно признавайте свою вину. В зависимости от контекста и ваших отношений с человеком, это может быть неформальное « я накосячила» или более официальное «я подвела тебя».
И, наконец, самое важное. Проанализируйте случившееся, чтобы понять, как бы вы сами чувствовали себя в этой ситуации, и посочувствуйте ему. Это сделает ваше извинение искренним и честным.
Но ни в коем случае не используйте оговорки. Фразы вроде «я виновата, но мне кажется что…» лишь усугубят ситуацию. Вы словно признаете свою вину, но тут же либо оправдываетесь, либо перекладываете ответственность на внешние обстоятельства. Собеседник не поверит в такое извинение.
Фраза «Прости меня!» всегда лучше, чем «Прошу прощения!». Первое выражение – прямая и открытая просьба с акцентом на то, что последнее слово остается за собеседником. Это всегда приятно обиженному человеку. А вторая фраза – это просто констатация факта без самой просьбы.