Интернет, будучи самым популярным источником информации в сегодняшнем обществе, стал основным инструментом манипуляций сознания, как массового, так и индивидуального.
Технологии воздействия на сознание людей в глобальной сети совсем не новы, они просто адаптированы под новый формат. Анализ применяемых манипуляций, позволил выделить самые эффективные из них, которые наиболее широко применяются в интернете.
Принцип социального доказательства.
Этот принцип основан на стадном инстинкте. Если индивидуум оказывается в неоднозначной ситуации, то поступить проще всего по примеру большинства. Как все. Как ни странно, даже подчеркивают свою «индивидуальность», «выделяются из толпы» обычно согласно моде, т.е. тенденции одобренной большинством. Именно в принципе social proof(социальное доказательство) кроется природа мейнстрима!
Правило взаимного обмена.
Оказание человеку какой-либо бесплатной услуги или просто приятной мелочи вызывает естественное желание ответить добром на добро. Причем оказываемая услуга/помощь/ поддержка не обязательно должны быть полезными. Важен сам факт внимания, добра, участия. Услуга может быть оказана на копейку, а взамен потребоваться помощь на рубль, вероятнее всего человеку будет неудобно отказать.
Использование стереотипов.
Представление обсуждаемого объекта или явления в упрощенном (стереотипном ) виде. Такое представление легко и накрепко фиксируется в сознании и, как правило, попыток опытно проверить его не предпринимается.
Спираль молчания.
Способ манипуляции, основанный на том, что люди имея свою точку зрения, не станут её высказывать, боясь общественного порицания, т.к. убеждены, что находятся в меньшинстве.
Полуправда.
Освещение и подробный обзор незначительных событий и фактов и замалчивание важных, основных деталей, либо ложная их интерпретация
Отвлечение внимания.
Перенаправление общественного внимания на массу других различных менее значимых событий и соответственно снижение психологической реакции общества.
Принцип контраста.
Подача необходимой информации на фоне изначально негативной, воспринимаемой всеми отрицательно информации.
Повторение.
Многократное повторение заведомо ложной информации в максимально упрощенном виде, рассчитанное на низко интеллектуальную аудиторию.
Метод Штирлица.
Лучше всего человек запоминает начало и конец информационного текста или беседы. Поэтому необходимую информацию (мнение) необходимо разместить в заключительной части статьи, материала и т.п.
Как с этим жить?
Для того чтобы не стать жертвой манипуляторов нужно научиться понимать что тобой пытаются манипулировать и просто устранить тот фактор на котором пытаются сыграть. Приведенные выше приемы воздействия на человеческое сознание помогут в этом разобраться и защитить свою волю от постороннего влияния.
Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, пишите о чем интересно узнать в дальнейшем.