Найти в Дзене

У ребенка низкая самооценка — что делать и чего не стоит делать родителям

Оглавление

Посмотрим, почему не работают позитивные аффирмации и на что на самом деле обращать внимание, если у ребенка низкая самооценка. Продолжаем тему, начатую в статье "Поднимать низкую самооценку ребенка — вредно".

Позитивные аффирмации также не работают, потому что вызывают то же чувство несоответствия себя тому утверждению, которое ты пытаешься себе втемяшить. Когда у ребенка низкая самооценка — это особенно остро ощущается.
Позитивные аффирмации также не работают, потому что вызывают то же чувство несоответствия себя тому утверждению, которое ты пытаешься себе втемяшить. Когда у ребенка низкая самооценка — это особенно остро ощущается.

Почему не работают аффирмации

Для людей с низкой самооценкой сосредоточение на позитивных аффирмациях приводит только к ухудшению, чувству неудовлетворенности собой. Вместо повышения самооценки на первый план выходит обратное ощущение. То есть, если ребенок чувствует себя непривлекательным, утверждение «я милая и симпатичная» приводит к обостренному ощущению себя уродцем.

Люди с низкой самооценкой, особенно дети — мастера в обесценивании своих достижений. Более того, даже после успеха чувство беспокойства усиливается еще больше, чем после поражения. Вкус победы — незнаком и опасен. Кажется, что люди начнут обращать еще больше внимания на нечаянного героя, успех повлечет усложнение заданий, увеличение ожиданий от окружающих… И в будущем неминуемо они потерпят еще большее поражение. Провалы станут еще более грандиозными, чем те, к которым они привыкли.

Фокус на себе усиливает негативные эмоции и заставляет чувствовать себя еще хуже.
Фокус на себе усиливает негативные эмоции и заставляет чувствовать себя еще хуже.

Итак, причина того, что методы повышения самооценки не работают в том, что родители усиливают и без того смещенный на себя фокус само-оценивания, заставляют снова и снова концентрировать внимание ребенка на себе. Родители поощряют детей с низкой самооценкой думать об этом, оценивать себя, что дети и так делают очень сурово.

Нужно уводить ребенка от фокуса на себе, самооценка это не вера в то что мы уникальные или чудесные. Подлинная самооценка - отпустить вопрос «Достаточно ли я хорош?», «принимают ли меня?»

Когда мы общаемся с близкими друзьями, мы не озабочены вопросом «нравлюсь ли я ему? Не бросит ли он меня?» - мы прошли этап сомнений, и наслаждаемся процессом общения, легкостью. Мы не сосредоточены на себе. Мы включены в диалоги, деятельность.

Нам не нужно, чтобы дети мысленно выходили из любой ситуации в процесс самоосуждения, мыслей о себе. Настоящая самооценка подразумевает развитие и освобождение. Научиться отпускать эти мысли и включаться в слушание, в делание, в заботу, планирование.
Нам не нужно, чтобы дети мысленно выходили из любой ситуации в процесс самоосуждения, мыслей о себе. Настоящая самооценка подразумевает развитие и освобождение. Научиться отпускать эти мысли и включаться в слушание, в делание, в заботу, планирование.

Как можно помочь детям отказаться от суровой самооценки?

Удовлетворять потребности детей в:

- связи с другими, — ваша задача создавать здоровые, доверительные отношения в семье, учиться слушать и слышать ребенка, проявлять уважение ко всем членам семьи.

- компетенциях — это обучение и развитие мастерства, навыков. Важно задавать ребенку развивающие вопросы: а что тебе нравится в том что ты сделал? Что тебе интересно? Как ты можешь этому научиться? Как ты мог бы сделать лучше в следующий раз. Так мы уводим мысли ребенка в сторону делания, создания своих критериев успеха, а не оценивания своей личности.

- и выборе. Давайте возможность принимать решения там, где ребенок это может делать в соответствии со своим возрастом.