При разговоре о "Властелине колец" Питера Джексона стоит зайти издалека. С текстами Толкиена (да, я в курсе, что написание фамилии неправильно, но писать "Толкин" рука не поднимается, привык в свое время к "Толкиену") я познакомился сравнительно поздно, где-то в районе 1998 года, а уже в 1999 появилась новость об экранизации главного романа автора. Три года подряд каждый декабрь я честно ходил в кино на "Братство кольца", "Две башни" и "Возвращение короля". Сказать, что увиденное мне понравилось - значит сильно преувеличить. При всех несомненных достоинствах фильмов не покидало ощущение, что театральные версии представляют собой не более, чем огрызки действительно грандиозного замысла.
Все изменилось в тот момент, когда удалось посмотреть всю трилогии в режиссерской версии за один день. В этот момент я наконец понял какую работу сделал Джексон, и стало очевидно, что больше этого не повторится. Главная заслуга и Толкиена, и Джексона состоит в том, что первый в литературе, второй в кинематографе сделали уникальную вещь: создали с нуля уникальный, проработанный до мелочей мир, который хоть и имеет много точек пересечения с существующими мифологиями, но к ним не сводится, являясь абсолютной "вещью в себе". Можно сколько угодно критиковать хоть одного, хоть другого за затянутость, пафос и прочие литературные и кинематографические "грехи", но каждый раз когда начинаешь смотреть трилогию, внутренний критик отключается минут через тридцать и ты погружаешься в иную вселенную, не адаптированную к массовым вкусам или актуальной политической повестке. Именно таким должен быть эскапизм.
Вселенная Толкиена-Джексона - не самая масштабная, какую видел киноэкран и не самая оригинальная, но у неё есть одно главное преимущество - проработанность и внимание к деталям. Средиземье - это мир, в который можно поверить и который населяют герои, для которых этот мир родной. Это не космические туристы ("Джон Картер" на Марсе), не попаданцы (Джейк Салли из "Аватара"), а именно коренные жители мира, которым некуда отступать и для которых все происходящее максимально серьезно.
Повторюсь, все это удалось прочувствовать, только посмотрев трилогию в режиссерской версии, как один фильм, что приводит к одной очевидной, но не самой приятной мысли. Технологии сейчас позволяют визуализировать практически все, что угодно, если нужный бюджет. Есть и талантливые люди, способные воплотить на экране действительно масштабные и амбициозные идеи, однако все упираются не столько в способ производства, сколько в способ продажи контента. Далеко не все идеи можно втиснуть в прокрустово ложе кино- или сериального формата, а параллельно с развитием технологий происходит деградация массовых вкусов, что, как следствие, ведет к тому, что зеленый свет получают только те проекты, которые гарантированно имеют "горячий спрос". А с таким подходом чего-то соразмерного джексоновскому "Властелину колец" создать не получится.