При всей доступности плацкартных вагонов (о чем я писал тут 5 фишек плацкартных вагонов) другая чаша весов полна их откровенными недостатками. И я вам о них сейчас напомню! Думаю, все, кто ездил в таких вагонах, со мной согласятся.
Вы заходите в общее пространство, забитое людьми, постелями, багажом, и ощущаете себя в каком-то мини-ноевом ковчеге, где кого только не встретишь! И вы становитесь частью этого и без вас уже забитого бедлама. Итак, первый недостаток – скученность и недостаток личного пространства. Оно ограничено одной полкой, на которой еще и сидит какой-то чужой человек.
Еще одна причина дискомфорта – сложное сочетание запахов. В вагоне пахнет буквально всем. В каждом купе ароматизируют различные варианты китайской лапши, жареной курицы, котлет и соленых огурцов. Все это сдобрено изрядной долей ароматов «после вчерашнего». Кто-то втихую (особенно ночью) пускает голубков, а кто-то, не отказывая себе в удовольствии, делает это во всю мощь. Часто бывает, что, идя проходу, изучаешь ассортимент не очень свежих носков и поневоле становишься дегустатором их тонких ароматов.
В третьих, по вагону всегда бегают дети и почему-то очень шумные. Для них поездка – это развлечение, они возбуждены новыми впечатлениями. Я, конечно, люблю детей, но лучше б они ехали в соседнем вагоне.
Далее, нельзя не сказать о шуме. Когда много людей заперты в каком-то замкнутом объеме, производимые ими разные звуки: ходьба, кашель, хлопанье дверьми, ощущается особенно гулко. Всегда кто-то громко разговаривает, и ты поневоле становишься специалистом в области его личных проблем. Отдельным акустическим праздником является храп. Где еще, кроме солдатской казармы, услышишь такие рулады! Причем есть закон природы: храпуны обладают очень крепким сном, засыпают сразу и их ничем нельзя разбудить. Они предаются этому увлекательному занятию, как правило, в твоем или соседнем купе.
И, наконец, в плацкарте люди и днем, и ночью входят и выходят на всех станциях. Особенно мило выглядит ситуация, когда ты, наконец сумел заснуть, но часа в три ночи сосед сверху, выходящий на станции, поднимает тебя с места, чтобы достать свой багаж.
Добавьте к этому бытовые неудобства, постоянно занятый туалет и сквозняки. Так что ездить в плацкартном вагоне имеет смысл только на короткие расстояния, но ехать сутками – это то еще удовольствие. Может быть, новые вагоны РЖД смягчат некоторые недостатки. Но когда они еще пойдут в серию…
Почитайте еще:
Незабываемый случай в плацкартном вагоне: на свободу с чистой совестью