BERG – это окончание слова Gutenberg. После тире буква O от слова otthon, дом.
Собрались то есть, деньги сложили, купили участок земли в VIII районе, между Jozsef körút и Múzeum körút (хорошее место!), заказали проект братьям Ваго, Йожефу и Ласло. И через год, если верить справочнику, получили шестиэтажное здание с 38 квартирами, офисами Общества, мастерскими и большим залом.
Так и растет нормальный буржуазный город – не по команде правителя, не по генплану, а в ходе прямых договоренностей частных заказчиков с частными же строителями.
Часто говорят, что Будапешт похож на Петербург, я и сама это говорю, но – похож там, где строился тем же порядком и в то же время. На Петроградской стороне, например.
Оба города всю вторую половину века весело застраивались в самом буржуазном стиле, называемом эклектикой. А потом наступило время модерна.
И тут Будапешт северную столицу обошел.
Только зданий модерна, или ар нуво – как угодно, в одном только Будапеште столько, что если взяться отремонтировать всё, то национального дохода не хватит, да и Евросоюз разорить не долго. Поэтому ремонтируются не все подряд здания, а через одно. Так, во всяком случае, это выглядит.
Мы давно перестали удивляться осыпавшейся штукатурке и пропавшим статуям (на архивных фотографиях наверху, на фоне черепицы – видите?). С 1906 до 2013-го – ну, могло и обвалиться, не без того. Особенно учитывая две войны и несколько революций.
Но детали, детальки!
Фасад выгнут волной, как в ар нуво и положено, и по нему вот эти вазочки? сердечки?
Будапештские двери обычно заперты, но мы скажем, что мы тоже Гутенбергу не чужие.
Наверное, откроют.
Внутри, в подъездах, кроме пальм – витражи в окнах, мозаики на полу и всяческие металлические кружева.
Начнем с витражей. Вот так:
И вот так:
Шаг ближе, на гутенберговского орла на полу можно и наступить.
Двери и дверные ручки крупным планом:
Печатники утвердили проект, дизайн и бюджет – серьезные, видимо, люди.
А печатницы развели цветочки на подоконниках:
Самое интересное в таких зданиях – как архитекторы и заказчики находили общий язык. На кого архитектору проще работать, чьи вкусы учитывать – капризного вельможи какого-нибудь, не говоря уж о монархе, или шести тысяч акционеров-печатников? Во всем творчестве Гауди, возможно, это главная загадка: что он там такого наговорил семейству Milà, что те согласились жить в доме без прямых углов?
Тут, наверное, тоже было непросто. Сами заказчики не чужды искусства; понятие «печатник» на рубеже веков должно было включать в себя и то, что мы называем шрифтовым искусством и графическим дизайном.
Шрифты тогда любили вот такие:
И лестничные ограждения здесь напоминают расчерченный черной тушью лист.
Тонкие линии проволочной сетки – пером…
…сочные колокольчики с синими стеклянными вставками – кистью.
А балконные решетки сделаны в стилистике какой-нибудь журнальной виньетки.
И так:
За фасадом (естественно, Будапешт же!) скрывается двор с галереями.
Можно разглядеть поближе:
И еще ближе – птицы на ограждении балкона. То ли скульптурная графика, то ли графическая скульптура:
И вид на двор сквозь этих птиц:
Редкий снимок – Дом Гутенберга в снегах:
Это здесь. Gutenberg tér 4.
Фото:
http://lasdbudapestet.blogspot.hu/2013/01/gutenberg-otthon.html
http://www.budapestarchitect.com/text/gebouwmaand/2012januari_en.php#.UTznZJbh5Dy
Анна Чайковская