Найти тему

Артефакты класса «эксклюзив», часть 3: колоссы Мемнона

«Колоссы Мемнона» - так греки почему-то решили назвать парные изваяния девятого фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III ...
«Колоссы Мемнона» - так греки почему-то решили назвать парные изваяния девятого фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III ...
-2

                                                                                        фото:  Искандер Нугманов
фото: Искандер Нугманов

«Колоссы Мемнона» - так греки почему-то решили назвать парные изваяния девятого фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III (годы правления 1388 ... 1353/1351 г.г. до н.э.), сына и наследника Тутмоса IV (приблизительно 1397 ... 1388 г.г. до н.э.).

Дни Аменхотепа III рассматриваются как один из периодов высочайшего расцвета цивилизации Древнего Египта.

Портрет Аменхотепа III, Британский музей.     (*)
Портрет Аменхотепа III, Британский музей. (*)

Эти две традиционных величественных изваяния сидящего перед фасадом святилища правителя – единственное, что уцелело от уникального (площадью 35 гектаров), Поминального храма Аменхотепа III на западном берегу Нила (напротив Луксора).

Сохранились некоторые сведения о работах по созданию, перевозке и установке этих одних из самых крупных и массивных цельнокаменных скульптур в истории человечества. Занимался ими тезка Аменхотепа Тутмосовича архитектор Аменхотеп сын Хапи (сын Хапу). Блоки из очень твердого даже для современных стальных инструментов вечного желтовато-коричневого кварцитного песчаника были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре у современного Каира.

Их переместили на расстояние 670 километров на место установки не по воде, как можно было бы ожидать, а по суше. Вероятно, такие грузы просто раздавили или/и потопили бы любые доступные архитектору корабли: массу даже готовых статуй оценивают примерно в 700 тонн.

Уникальная по масштабам и невероятности транспортная операция (в условиях Египта на преодоление 670 километров уйдет не меньше полутора месяцев, если идти пешком, налегке и останавливаться на отдых только в полуденный зной), которая почему-то остается вне поля зрения даже самых убежденных сторонников «альтернативной» истории древнего мира. Которых вводят в ступор гранитные монолиты из Асуана весом в несколько десятков тонн для строительства в Гизэ, у нынешнего Каира.

Собственная высота сидящей фигуры южной (левой, не реставрировавшейся) статуи - 15,95м, отдельного монолита-основания – 3,95м (оно наполовину скрыто в песке), общая высота – 19,9м. Ширина плеч - 6,17м, длина среднего пальца руки - 1,38м, расстояние от кончиков пальцев до габарита локтевого сустава – 4,76м, от подошвы ноги до верха колена – 6 метров.

Получается, что перед нами более-менее адекватное 3D-изображение довольно могучего дядечки (ему понадобился бы пиджак 62 размера – но оставим это, а также толщину мышц на совести придворных деятелей культуры и искусства) в масштабе 10:1.

Полагают, что вместе с утраченной короной общая высота каждого сидящего фараона достигала 21 м. Похоже, это не так: даже низкая опоясывающая «красная» корона имеет высокую деталь сзади, а бутылкообразная «белая» корона сама по себе или в составе двойной бело-красной короны объединенных Двух Земель добавляла сантиметров 35 над темечком живого фараона или 3,5 м – здешнего каменного. Получается, что верхняя точка этих «Мемнонов» должна была возвышаться примерно на 23,4 м над уровнем мощения входа в давно исчезнувший отсюда (потому что его камни были намного меньше, растащить проще) огромный поминальный храм.

Эти изваяния Аменхотепа III – технологический успех, удивительный даже для процветавшей три с половиной тысячелетия назад империи с населением около двух миллионов человек. В послужном списке Аменхотепа сына Хапу значатся и две другие мобильные статуи из цельных скал, по меньшей мере одна из них была высотой 24 м.

                                                                                                    фото:  И. Нугманов
фото: И. Нугманов
Левый (южный) из восседавших некогда у входа в свой храм Аменхотепов.       фото:  И. Нугманов
Левый (южный) из восседавших некогда у входа в свой храм Аменхотепов. фото: И. Нугманов

Парность пронизывает все стороны воззрений египтян. Она, видимо, идет со времен объединения страны из самостоятельных Севера и Юга при архаичных царях, от существования двух берегов у единственной реки и т.д. И заметна везде - от титулатур фараонов и сдвоенной короны до практики обладания одновременно двумя пирамидами.

                                                    фото:  И. Нугманов
фото: И. Нугманов
                                                               фото:  И. Нугманов
фото: И. Нугманов

Колоссальные статуи прославились еще и тем, что северная после землетрясения в 27 году до н.э. стала «поющей»: каждое утро на рассвете она издавала посвистывание или что-то наподобие тихого стона. После реставрации римлянами в 199 году ответственные за эту мистику щели и полости в камне исчезли и статуя замолчала.

Время и климат хорошо поработали над лучшим кварцитным песчаником, который, как выяснилось, не так уж и вечен. Если вглядеться внимательнее в пораженную поверхность камня, можно вполне отчетливо представить себе, что древние мастера видели то же самое у природных выходов камня.

И могли найти по меньшей мере с десяток эффективных принципов и приемов обработки даже самых твердых пород. Приемов, о которых современные специалисты по камнеобработке могут иметь, увы, лишь примерно такое же представление, какое обремененные образованиями работники современного компьютеризированного хлебопекарного производства - о тонкостях выпекания фирменных хлебцев лучшими пекарями царской резиденции в городе Белые Cтены.

- - -

(*) иллюстрация из интернета, открытые источники

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.