«Колоссы Мемнона» - так греки почему-то решили назвать парные изваяния девятого фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III (годы правления 1388 ... 1353/1351 г.г. до н.э.), сына и наследника Тутмоса IV (приблизительно 1397 ... 1388 г.г. до н.э.).
Дни Аменхотепа III рассматриваются как один из периодов высочайшего расцвета цивилизации Древнего Египта.
Эти две традиционных величественных изваяния сидящего перед фасадом святилища правителя – единственное, что уцелело от уникального (площадью 35 гектаров), Поминального храма Аменхотепа III на западном берегу Нила (напротив Луксора).
Сохранились некоторые сведения о работах по созданию, перевозке и установке этих одних из самых крупных и массивных цельнокаменных скульптур в истории человечества. Занимался ими тезка Аменхотепа Тутмосовича архитектор Аменхотеп сын Хапи (сын Хапу). Блоки из очень твердого даже для современных стальных инструментов вечного желтовато-коричневого кварцитного песчаника были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре у современного Каира.
Их переместили на расстояние 670 километров на место установки не по воде, как можно было бы ожидать, а по суше. Вероятно, такие грузы просто раздавили или/и потопили бы любые доступные архитектору корабли: массу даже готовых статуй оценивают примерно в 700 тонн.
Уникальная по масштабам и невероятности транспортная операция (в условиях Египта на преодоление 670 километров уйдет не меньше полутора месяцев, если идти пешком, налегке и останавливаться на отдых только в полуденный зной), которая почему-то остается вне поля зрения даже самых убежденных сторонников «альтернативной» истории древнего мира. Которых вводят в ступор гранитные монолиты из Асуана весом в несколько десятков тонн для строительства в Гизэ, у нынешнего Каира.
Собственная высота сидящей фигуры южной (левой, не реставрировавшейся) статуи - 15,95м, отдельного монолита-основания – 3,95м (оно наполовину скрыто в песке), общая высота – 19,9м. Ширина плеч - 6,17м, длина среднего пальца руки - 1,38м, расстояние от кончиков пальцев до габарита локтевого сустава – 4,76м, от подошвы ноги до верха колена – 6 метров.
Получается, что перед нами более-менее адекватное 3D-изображение довольно могучего дядечки (ему понадобился бы пиджак 62 размера – но оставим это, а также толщину мышц на совести придворных деятелей культуры и искусства) в масштабе 10:1.
Полагают, что вместе с утраченной короной общая высота каждого сидящего фараона достигала 21 м. Похоже, это не так: даже низкая опоясывающая «красная» корона имеет высокую деталь сзади, а бутылкообразная «белая» корона сама по себе или в составе двойной бело-красной короны объединенных Двух Земель добавляла сантиметров 35 над темечком живого фараона или 3,5 м – здешнего каменного. Получается, что верхняя точка этих «Мемнонов» должна была возвышаться примерно на 23,4 м над уровнем мощения входа в давно исчезнувший отсюда (потому что его камни были намного меньше, растащить проще) огромный поминальный храм.
Эти изваяния Аменхотепа III – технологический успех, удивительный даже для процветавшей три с половиной тысячелетия назад империи с населением около двух миллионов человек. В послужном списке Аменхотепа сына Хапу значатся и две другие мобильные статуи из цельных скал, по меньшей мере одна из них была высотой 24 м.
Парность пронизывает все стороны воззрений египтян. Она, видимо, идет со времен объединения страны из самостоятельных Севера и Юга при архаичных царях, от существования двух берегов у единственной реки и т.д. И заметна везде - от титулатур фараонов и сдвоенной короны до практики обладания одновременно двумя пирамидами.
Колоссальные статуи прославились еще и тем, что северная после землетрясения в 27 году до н.э. стала «поющей»: каждое утро на рассвете она издавала посвистывание или что-то наподобие тихого стона. После реставрации римлянами в 199 году ответственные за эту мистику щели и полости в камне исчезли и статуя замолчала.
Время и климат хорошо поработали над лучшим кварцитным песчаником, который, как выяснилось, не так уж и вечен. Если вглядеться внимательнее в пораженную поверхность камня, можно вполне отчетливо представить себе, что древние мастера видели то же самое у природных выходов камня.
И могли найти по меньшей мере с десяток эффективных принципов и приемов обработки даже самых твердых пород. Приемов, о которых современные специалисты по камнеобработке могут иметь, увы, лишь примерно такое же представление, какое обремененные образованиями работники современного компьютеризированного хлебопекарного производства - о тонкостях выпекания фирменных хлебцев лучшими пекарями царской резиденции в городе Белые Cтены.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.