Найти в Дзене
Вехи Истории

Марина Ковалёва: жизнь и судьба одной из самых обаятельных актрис СССР 40-х годов

Марина Ковалева снялась всего в десятке картин, но запомнилась зрителям своей естественностью и органичностью. Ее образы всегда тонко соответствовали поэтике фильмов, в которых она принимала участие: были неотделимы от мира бодрых маршей 30-х годов, воплощали надежду на победу в 40-е, несли свет послевоенных 50-х. Она родилась в 1923 году в творческой семье: мама была известной певицей, исполнительницей народных песен, объехавшей полмира с хором Пятницкого и собственной сольной программой. Работавший архитектором отец в свободное время рисовал – дочь долгие годы хранила коллекцию его акварельных рисунков. Когда Марине было 13 лет, отец оставил семью: боясь репрессий, затронувших многих знакомых в его окружении, Франц Феликсович уехал в казахстанскую глубинку. Сниматься в кино девочка начала в 15 лет: в московских школах искали исполнительниц главных ролей для фильма «Семиклассники», над которым работал режиссер Яков Протазанов. В результате, Марину отыскали в фотокружке столичного

Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.
Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.

Марина Ковалева снялась всего в десятке картин, но запомнилась зрителям своей естественностью и органичностью.

Ее образы всегда тонко соответствовали поэтике фильмов, в которых она принимала участие: были неотделимы от мира бодрых маршей 30-х годов, воплощали надежду на победу в 40-е, несли свет послевоенных 50-х.

Она родилась в 1923 году в творческой семье: мама была известной певицей, исполнительницей народных песен, объехавшей полмира с хором Пятницкого и собственной сольной программой.

Работавший архитектором отец в свободное время рисовал – дочь долгие годы хранила коллекцию его акварельных рисунков. Когда Марине было 13 лет, отец оставил семью: боясь репрессий, затронувших многих знакомых в его окружении, Франц Феликсович уехал в казахстанскую глубинку.

Сниматься в кино девочка начала в 15 лет: в московских школах искали исполнительниц главных ролей для фильма «Семиклассники», над которым работал режиссер Яков Протазанов.

В результате, Марину отыскали в фотокружке столичного Дома пионеров, а ее подругу Лялю Шагалову, позже также ставшую известной киноактрисой, – на кадрах кинохроники.

После удачного исполнения роли Тани Русановой данные юной артистки внесли в картотеку «Союздетфильма». Спустя 2 года ее утвердили на роль в фильме про кумира советских пионеров – Тимура и его команду.

Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.
Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.

В 1940 году последовало новое предложение, которое отличалось от прежних, – сыграть сказочную красавицу Зарю-Заряницу в «Коньке-Горбунке». Ради того, чтобы Марина могла сниматься, не прерывая учебы в школы, семья переехала в Ялту, где проходили съемки.

Девушка училась в выпускном классе, работала на съемочной площадке, поражая всю киногруппу энергией и трудоспособностью, принимала участие в работе школьного драмкружка.

20 июня 1941 года ей вручили аттестат об окончании средней школы, но в дальнейшие жизненные планы вмешалась Великая Отечественная.

Киноиндустрия перестраивалась, на первый план выходили идеологические моменты: Ковалеву вызвали для съемок в продолжении истории про Тимура.

Картина прошла практически незамеченной зрителями и критикой: она снималась в непростых условиях и вышла значительно бледнее первой части. В эвакуации Марина бралась за любую работу: помощника режиссера, костюмера, снималась в киносборниках, помогала в Сталинабадском госпитале.

В 1943 году актриса выехала в столицу, где устроилась на работу в арбузовскую студию и начала выезжать на передовую со спектаклем «Парень из нашего города».

Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.
Кадр из фильма «Падение Берлина», 1949 г.

В 1944 году Ковалева примерила на себя две новые роли, но уже в жизни: она стала матерью маленького Алеши и студенткой школы-студии МХАТ, где попала под крыло Павла Массальского.

По завершении учебы выпускницу приняли в молодежную труппу МХАТа, в которой она проработала 7 лет. На эти годы пришелся пик востребованности и звездной славы актрисы – за образ, созданный в киноленте «Падение Берлина», она была удостоена Сталинской премии.

К сожалению, в середине 50-х интерес режиссеров к обаятельной актрисе быстро пошел на спад, последнее появление Марины на экране произошло в 1959 году, да и то в роли, которая даже не была упомянута в титрах.

Личная жизнь актрисы складывалась неровно: первый брак с режиссером Леонидом Аграновичем продлился недолго.

Родившийся у супругов сын Алексей пошел по стопам родителей: закончил мхатовскую школу-студию, работал в различных театрах в столице, женился на актрисе, и в конце концов, чувствуя свою профессиональную неудовлетворенность, эмигрировал в США.

Во втором браке, который тоже распался, у Марины Францевны родились сын и дочь. Младший сын Теймураз тоже осел за рубежом, найдя применение своим техническим знаниям в Германии. Дочь Ольга выбрала педагогическую стезю и живет с семьей в Грузии.

© Biografia.Ru, 2019 г.