Найти тему
Библия 18+

Культура потребления алкоголя в ветхом завете

Оглавление
Карло Сарачени, "Пьяный Ной", 17 в.
Карло Сарачени, "Пьяный Ной", 17 в.

Невозможно показать все истории и все упоминания о вине даже в первой книге библии, их много, но главное показать общий контекст.

Он был первый

Ной, тот, что построил ковчег и пережил потоп, стал первооткрывателем напитка из винограда.

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. (Книга Бытие 9:20,21)

Вроде как всё произошло случайно. На самом деле существует множество вариантов толкования данного отрывка, но если по сути, то Ной реально напился. Неизвестно существовало вино ранее, но считается, что Ной был первым, кто попробовал плоды виноградной лозы. Патриарх напился и сам не понял, как это с ним случилось. А последствия оказались весьма плачевными.

Камилло Прокаччини, "Пьяный Ной", 16 в
Камилло Прокаччини, "Пьяный Ной", 16 в
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Книга Бытие 9:22,23)

Хам, не должен был ничего рассказывать братьям, по традициям того времени, он должен был прикрыть наготу отца. Заметьте, не просто прикрыть, а сделать это, очень почтительно несмотря на него. Хам же, об этом рассказал братьям, тем самым как бы посмеявшись над Ноем. Кстати увидеть чью-то наготу, в те дни было равносильно вступлению в половую связь. Поэтому Хам словил проклятье отца и новый мир, очищенный потопом полетел в тартарары. Но это уже совсем другая история. А пока, факт - напился Ной, а получил по «шапке» Хам. Зато теперь вы знаете происхождение слова хамство!

Лот и его дочери

Якоб ван Лоо (нидерл. Jacob van Loo; 1614, Слёйс, Зеландия — 26 ноября 1670, Париж) — голландский художник эпохи барокко.
Якоб ван Лоо (нидерл. Jacob van Loo; 1614, Слёйс, Зеландия — 26 ноября 1670, Париж) — голландский художник эпохи барокко.

Следующая история где упоминается алкоголь, это история Лота, племянника Авраама, прародителя тех, кого принято называть семитами. Это случилось после того, когда Лот сбежал из уничтоженного города – Содома. В Содоме погибли жена Лота и женихи его дочерей. Лот был весьма расстроен, а его дочери обеспокоены, как и наше правительство, демографической проблемой. Девушки думали, как им продолжить род своего отца учитывая, что женихов им теперь не сыскать. Единственный мужчина рядом – Лот, их отец.

И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. (Книга Бытие 19:31,32)

Видимо моральная картина Лота не позволила иметь отношения с дочерями, но он ничего не имел против алкоголя. А уж напившись Лот таки и стал одновременно и отцом, и дедом.

Пьяный сирийский царь

-4

Есть ещё одна история, уже довольно нашумевшая в сети. Про сирийскую армию подробнее об это написано в третьей книге царств в 20-й главе. Сирийская армия наступала на Израиль. Колоссальное численное преимущество сирийцев очень расслабило их начальника Винадада:

«Венадад же напился допьяна в палатках вместе с царями, с тридцатью двумя царями, помогавшими ему».

В итоге, трезвость победила пьянство. Сирийская армия была разгромлена.

Мудрость вина

-5

Напоследок стоит процитировать одну мудрость из книги притч. Считается, что автором её является мать мудрого царя Соломона и вот, что она пишет.

Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. (Притчи 31:4-7)

И тут нет никакого запрета к употреблению алкоголя, но есть рекомендация кому пить не стоит, а кому даже рекомендуется – огорчённым душою. Тем, кому терять уже нечего. Нет семьи, нет дома, нет ответственности ни за кого и ни за что. Тем, у кого в жизни остались толь, что страдания.

Вывод

-6

Я не упомянул в рамках данной статьи, моменты, где вино упоминается положительно, они тоже есть, например, когда Исаак благословлял Иакова, тогда он не только отведал ягнёнка, но и выпил вина… Вот только он ни того благословил. Кто знает не будь он в тот момент слишком сыт и немного пьян, может и отличил своих сыновей, даже будучи слепым.

Ну а если серьёзно, то вино во времена ветхого завета, за всю его историю было неотъемлемой частью жизни. Его пили, но, как и сегодня, оно может завести немного не туда. Понятие меры всегда было понятием очень относительным.

Посыл библии – хочешь, пей, но думай о последствиях. А хочешь не пей и тоже думай о последствиях. С Новым годом, друзья!

Кстати о пище и вине в книгах Нового завета, теперь ближе к рождеству, когда снова будет повод поднять эти темы.