Найти тему
Томская неделя

Мое тело — мое право?

Аборт — это личный выбор женщины или убийство?

Известно, что в программу ОМС (обязательного медицинского страхования) входит такая услуга, как аборт. Это значит, что в любой больнице, работающей по этой программе, врачи обязаны прерывать беременность по желанию женщины. Это право черным по белому прописано в Конституции РФ и является неприкосновенным. Однако в последнее время ситуация в России меняется. Ее можно охарактеризовать знаменитой фразой «закручивание гаек». Вводятся поправки в законодательство, ограничивающие доступность искусственного прерывания беременности. Организуются целые кампании против абортов. В результате в России появляются регионы, где невозможно обратиться в женскую консультацию за такой услугой. Давайте разберемся, что из этого может получиться.

Когда плод становится человеком?

Наверное, в обществе никогда не прекратятся споры на эту тему. А все из-за конфликта двух установок. С одной стороны, считается, что женщины имеют право распоряжаться своей жизнью и здоровьем так, как они считают нужным. А с другой, каждый человек имеет право на жизнь… Только вот нигде нет четкого ответа на вопрос — с какого момента плод можно считать человеком? Когда он был зачат или в какомто промежутке беременности?

На это есть религиозная точка зрения. Христианская религия, православная в частности, опирается на Библию. Блаженный Августин говорил о Писании: «Оно, таким образом, не распространяет понятие убийства на несформировавшийся эмбрион, ибо определенно то, что еще находится в утробе, не может считаться человеком…». Поэтому аборт обычно не приравнивается к убийству. Но некоторые священнослужители утверждают, что это противодействие Божьему промыслу, и поэтому приравнивается к тяжкому греху на любом сроке беременности, вплоть до оплодотворения. С медицинской точки зрения, начиная с 10–12 недели, эмбрион уже можно считать человеком, так как у него появляется нервная система и формируются реакция на внешние раздражители, что подходит под критерии жизни.

С юридической точки зрения — право на жизнь появляется у человека только с момента рождения. В п. 1 ст. 49 Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» момент рождения определяется как момент отделения плода от организма матери.

Актуальная тема

Тема абортов приобрела особую актуальность, когда вышел нашумевший сериал «Рассказ служанки». Это экранизация одноименного романа канадской писательницы Маргарет Этвуд. В сериале показана некое государство недалекого будущего, где произошел демографический кризис. Из-за неизвестной болезни многие женщины утратили возможность рожать, что привело к общественным потрясениям. Воспользовавшись ситуацией, к власти пришли христианские фундаменталисты, которые отменили конституцию и взяли за основу нового закона Священное Писание. Что позволило им превратить всех женщин, способных зачать и выносить ребенка, в ходячие инкубаторы для привилегированных семей. Многие активисты считают, что эта история является актуальной и хорошо отражает то, что сейчас происходит в России.

Активистка фемдвижения и админ группы Вконтакте «Соцфем» Екатерина Прилежаева согласилась дать нам комментарий.

— В событиях сериала легко можно найти параллели с нашей реальностью, что, безусловно, вызывает опасения. Ни для кого не секрет, что обычно все начинается с малого. С каждым годом у нас выходит все больше поправок, которые ограничивают доступ к аборту. Религия пытается активно вмешиваться в дела государства, несмотря на то, что по конституции она отделена от государства. Плюс к этому само общество ставит женщину в положение, когда она всем должна. На нее взваливается работа, домашние дела, забота о пожилых родственниках и детях. Зачастую у россиян ведь принято делить работу на «мужскую» и «женскую». Плюс к этому добавляется репродуктивная функция, которая, по мнению общественности, обязательно должна быть реализована, как будто бы это священный долг каждой, — подытожила девушка.

А тем временем…

В Ярославской области в Центральной районной больнице города Данилов из принципа отказываются делать аборты примерно с 2011 г. Оправдывают такое радикальное решение тем, что это противоречит нравственным и религиозным убеждениям сотрудников, с которых и началась такая политика. Главврач больницы к этому решению отнесся спокойно. Так как нарушения федерального законодательства в этом нет, об этом без документов договорились с Дмитрием Гурьевым, главным акушером Ярославской области. Женщины при желании могут уехать в другое учреждение, на что будет выписано направление.

Теперь женщин в основном направляют в областной перинатальный центр, в связи с чем пациентки вынуждены трястись по проселочным дорогам 2 часа за 400 рублей туда-обратно. И такой рейс нужно совершить не один раз, потому что после направления нужно еще посетить психолога, который тоже находится в Ярославле. А затем нужно выждать «неделю тишины», и только потом беременность будет прервана. Эта ситуация, по словам местных жителей, серьезно бьет по карману и усложняет и без того непростую жизнь женщинам с нежелательной беременностью. Этот случай не единственный, в Гаврилов-Ямском районе несколько учреждений тоже отказались от абортов.

Плюс к этому в 2016 г. Патриарх Кирилл после встречи с участниками общественных движений «За жизнь» и «Православные добровольцы» подписал петицию, призывающую запретить аборты, противозачаточные средства абортивного действия, вспомогательные репродуктивные технологии (суррогатное материнство, ЭКО, ИКСИ, криоконсервация, использование донорских материалов для оплодотворения). Все вышеперечисленное является «унижением человеческого достоинства и убийством детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития». Это обращение вызвало неоднозначную реакцию среди населения.

«Введение запрета на искусственное прерывание беременности в современных условиях приведет к росту числа подпольных абортов в России» — прокомментировал петицию глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций в Госдуме VI созыва Ярослав Нилов. В результате чего активисты заявили, что выступали только за исключение аборта из системы ОМС. Но несмотря на то, что удалось собрать миллион подписей, экспертная рабочая группа правительства РФ отклонила эту инициативу.

При всем этом стоит добавить, что в нашем обществе нередко выступают против сексуального образования подростков в школе. В 2014 г. была утверждена «Конвенция о правах ребенка», куда входило предписание о половом просвещении в школах. Но программа так и не была реализована полностью. Видимо, тогда посчитали, что это может задеть тонкую душевную организацию учащихся.

Мы обсудили этот вопрос со школьниками Томска 15–17 лет. Оказалось, что подросткам рассказывали о репродуктивной системе на уроках биологии, но каких-либо специальных уроков о межполовых отношениях проведено не было. А ведь не каждый родитель решится провести разговор, чтобы расставить все точки в этом вопросе. То есть дети по факту предоставлены сами себе! После этого не стоит удивляться очередным выпускам передачи «Пусть говорят», где тринадцатилетняя девочка на 9 месяце беременности искренне не понимает, что с ней произошло.

История обычной девушки

У Виктории первая беременность случилась в 21 год, что оказалось для нее неожиданностью. Впереди подготовка к защите дипломной работы, экзамены и туманное будущее. В настоящем — общага, мизерная стипендия, отсутствие постоянной работы и поддержки со стороны родственников. Девушка решилась на аборт…

— Я всегда жила с установкой, что ребенок должен быть желанным. К созданию семьи нужно подходить ответственно, когда ты уже твердо стоишь на ногах, а не делать все с бухты-барахты. Признаю, что в этой ситуации была виновата только я. Мне стоило лучше себя обезопасить. Как и некоторые мои знакомые, я думала тогда, что «пронесет». Прерванный половой акт был единственным нашим средством контрацепции. С парнем на тот момент мы встречались полгода, он был моим ровесником. Жил в общежитии, как и я. У нас тогда был только ветер в головах. И какие из нас могли получиться родители? Мне кажется, это страшно, когда дети решают завести детей…

Я с первой же минуты все для себя решила. Это решение подкрепила позиция моих родителей, они сразу заявили мне, что не будут нянчиться с моим ребенком. Это только моя проблема. В больнице врач долго пыталась отговаривать. Она объясняла: «Девка молодая, здоровая! Сейчас бы лучше родила. Потом и осложнения из-за аборта могут быть». Я на это только огрызнулась. Не представляю, что бы я делала тогда с ребенком на руках и как бы выживала, а для себя поняла следующее: уговаривать рожать может каждый, а как помочь — ты ненужная обуза, — сказала Виктория.

Думаю, не стоит описывать, в какой ситуации может оказаться российское общество, если не начать менять отношение людей к сексуальному образованию, учитывая, что с каждым годом все больше активистов пытаются усложнить процедуру назначения аборта. А дискуссия по поводу полового просвещения подрастающей молодежи в школе и не только не менее острая, чем обсуждение запрета абортов.

Мария Серова

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Если вы хотите поделиться своим видением этой проблемы, пишите нам в редакцию.