Найти тему
middle-east monitor review

Перспектива отношений Турции и Израиля в условиях вывода войск США из Сирии

Некогда дружественные турецко-израильские отношения составляли одну из основ ближневосточной политики США. В реалиях сегодняшнего дня, характеризующихся практически не прекращающейся перебранкой президента Турции Р.Т.Эрдогана и главы правительства Израиля Б.Нетаньяху, поочередно обвиняющих друг друга в государственном терроризме, поверить в то, что сотрудничество Анкары и Иерусалима может стать подспорьем для обеспечения американских интересов в регионе, кажется сложным. Однако после решения президента США Д.Трампа вывести американские силы из Сирии такая возможность, кажется, прорабатывается. В пятницу советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон заявил о намерении в следующем месяце посетить две эти страны. Отдельно он подчеркнул, что в центре внимания переговоров будет именно ситуация в САР, понятая Анкарой и Иерусалимом по-разному.

Игра, затеянная американским лидером, спровоцировала множество споров относительно того, что именно побудило его к такому шагу. Однако в самом общем смысле ситуация, которая сложится в САР после ухода американцев, явно выгодна Турции. С Израилем дела обстоят иначе, в связи с чем Вашингтон старательно пытается продемонстрировать то, что от своих обязательств в отношении ближневосточной страны не отказывается. Так, в среду Д.Трамп подтвердил, что Иерусалим будет продолжать получать ежегодную военную помощь в размере 4,5 млрд долларов. Государственный департамент встал на защиту израильских интересов после очередного всплеска напряженности между Израилем и САР в начале недели. Официальный представитель внешнеполитического ведомства США Р.Палладино заявил: «Соединенные Штаты полностью поддерживают право Израиля защищаться от агрессивного авантюризма иранского режима, и мы будем и впредь обеспечивать условия, чтобы Израиль имел военный потенциал для решения этой задачи…Приверженность администрации Трампа и американского народа обеспечению безопасности Израиля является устойчивой и непоколебимой».

В целом, очевидно, что примирить позиции Турции и Израиля особенно в условиях решения об уходе из САР у США не получится. Слишком по-разному они смотрят на региональные проблемы. Да и заменить активизацией этих отношений план об установлении прочных отношений между Израилем и умеренными арабскими режимами региона, осложнившийся по нескольким причинам, включая дело Дж.Хашогги, также не получится. На этом фоне становится заметно, что позиция американских еврейских общин и Израиля имеет тенденцию к сближению в том, что касается сирийской проблематики, а это важный сигнал не только в контексте их непростых отношений, но и с учетом влияния еврейского лобби на внутреннюю политику США.