Найти в Дзене

Зачем техникуму инновации

Кто-то скажет, что что инновации в техникуме - бессмысленная затея. Какие инновации, если нужны рабочие, которые должны уметь простые вещи. И так уже юристов и экономистов с высшим образованием в стране столько, что даже уже уборщица или вахтер без высшего образования воспринимаются как неудачники по жизни. Последние правда годы ситуация меняется. Сокращается количество платных вузов, закрываются специальности по которым Но я не соглашусь с теми, кто считает что в техникуме не нужны нововведения. Во-первых, изменился окружающий нас мир. Прогресс развивается таким темпом, что за ним очень сложно поспеть, если ты не занимаешься саморазвитием ежедневно. Появление гаджетов, смартфонов, планшетов, дополненной и виртуальной реальности и т.п. в повседневной жизни привело к тому, что педагог перестал быть единственным источником знаний, как было раньше. Сторонники «советского образования» говорят, что раньше образование было лучше, поэтому не нужно было ничего менять, а нужно вернуться на

Кто-то скажет, что что инновации в техникуме - бессмысленная затея. Какие инновации, если нужны рабочие, которые должны уметь простые вещи. И так уже юристов и экономистов с высшим образованием в стране столько, что даже уже уборщица или вахтер без высшего образования воспринимаются как неудачники по жизни. Последние правда годы ситуация меняется. Сокращается количество платных вузов, закрываются специальности по которым

Но я не соглашусь с теми, кто считает что в техникуме не нужны нововведения.

Во-первых, изменился окружающий нас мир. Прогресс развивается таким темпом, что за ним очень сложно поспеть, если ты не занимаешься саморазвитием ежедневно. Появление гаджетов, смартфонов, планшетов, дополненной и виртуальной реальности и т.п. в повседневной жизни привело к тому, что педагог перестал быть единственным источником знаний, как было раньше. Сторонники «советского образования» говорят, что раньше образование было лучше, поэтому не нужно было ничего менять, а нужно вернуться на старую систему образования. Но они не учитывают, насколько все изменилось – дети, окружающая среда, да и сами педагоги, хотя именно они, зачастую, и не изменились, что приводит к появлению конфликтов на всех уровнях образования, начиная от детского сада и заканчивая высшим образованием. Постоянно наблюдается ситуация, что детям неинтересно на уроках потому, что с ними занимаются старыми методами и, используя старые приемы. В лучшем случае, показывая презентации на электронной доске, а в худшем - дают самостоятельно переписывать учебник. Но ведь дети не так глупы, как нам кажется. Они могут самостоятельно найти информацию в сети Интернет, а вот обработать ее и проанализировать, выделить главное и отсортировать от «мусора» у них зачастую не получается, так как у них нет этих навыков и это главное, на что должен делать акцент педагог в настоящее время. Именно поэтому, в квалификационном справочнике должностей педагогических работников появилась такая должность как тьютор. К сожалению, такими навыками тьютора, задачей которого состоит не в передаче данных от учителя к ученику, а в сопровождении самостоятельного его обучения, обладают небольшая часть педагогов, а остальные только «плачут», что дети ничего не хотят. Все это вызывает конфликт образования, когда дети не хотят учиться, а педагоги не могут их научить из-за того, что не обладают теми навыками, которые нужны сейчас.

Все эти причины возникают, в том числе, и из-за другой проблемы – возраст педагогов. Особенно в техникумах средний возраст педагогов превышает 50 лет, т.е. когда уже нет желания развиваться самостоятельно, а развивать других уже не получается, так как им уже неинтересно учится по старым методикам и технологиям.

Третья причина – это устаревшая материально-техническая база в техникумах, так как, если в школы в последние десять лет активно закупалось современное оборудование, то техникумы были предоставлены сами себе и развивались только благодаря поддержке спонсоров – предприятий. Только лишь в последние несколько лет когда Россия приняла участие в международном конкурсном движении рабочих профессий Wordskills эта ситуация изменилась в лучшую сторону, но возникла другая проблема. что некому работать на современном оборудовании.

Таким образом, технологические инновации уже давно «стучатся в двери» среднего профессионального образования, работодатели ждут «новых» работников, которые умеют работать на современном оборудовании, а инновации в образовательном процессе некоторым кажутся неуместными. Как так?

-2

Сейчас никто не знает, как учить в техникуме выпускников школ, чтобы они чувствовали себя уверенно в дальнейшей профессиональной деятельности через десять-пятнадцать лет и не боялись, что их сократят или их профессия будет не нужна. Инновации нужны, в первую очередь. сами педагогам, так как иначе они не могут дать ученикам то, чем не владеют сами на более высоком уровне.

Сейчас только лишь профессиональные навыки становятся не самыми главными. Например, если сантехник или продавец будет вам хамить или «отошьет» вас со своими вопросами, то в лучшем случае Вы не воспользуетесь в дальнейшем его услугами, а найдете другого специалиста, который разъяснит, объяснит, подскажет. В худшем случае Вы пожалуетесь руководству и он «получит» от руководителя за свою работу. Даже простые навыки общения сейчас у детей, которых учат мыслить шаблонами и которые проводят все свободное время в социальных сетях, вызывают большие затруднения.

Вот именно в этом и состоит внедрении инноваций в образовательный процесс. Чтобы существующие технологические инновации накладывались на педагогические инновации, что привело бы к появлению новых востребованных на рынке труда квалифицированных рабочих и техников. А вот внедрение инноваций в педагогический процесс – сложный и многоэтапный проект, предусматривающий сначала обучение педагогов и появление у них желания постоянного саморазвития, а уж затем их педагогическая деятельность приведет к появлению «современных» специалистов. А этот процесс не очень быстрый. Согласны?