Спорт, судя по его изначальному предназначению, от политики далек. Но не всегда. Спорт и политика в современном мире, всегда шагают рука-об-руку. Невзирая на всякие заявления.
Нацистская Германия, как никогда, была государством, возносившим свой спорт и спортсменов. Ну и остальные страны от Германии не отставали.
Берлинская Олимпиада 1936 года была в то непростое время триумфом германского нацизма. Сила арийского духа и сила арийской воли, это то что глава Третьего Рейха А. Гитлер пытался показать миру. Немецкие спортсмены попали в непростую ситуацию, чувствуя приближение грядущей беды, некоторые из них даже обращались к фюреру германской нации с просьбой, защитить некоторых иностранных спортсменов от физического и прочего вмешательства. Одним из таких спортсменов был боксер-тяжеловес Луис Шмеллинг, германский и мировой чемпион. Он впоследствии вспоминал, что был наивен. Нацистская идеология, как грязь, гадила умы своих сограждан.
Чемпионов много, помимо Шмеллинга в далекой Америке был еще один чемпион. Его звали Джо Луис, по прозвищу "Коричневый бомбардировщик" (The Brown Bomber). В то время это был серьезный боксер, он побеждал всех. Шмеллинг встретился с Луисом в очном поединке в июне 1936 года.
Джо Луис в то далекое время был поистине чемпион. Он был фаворитом в предстоящем бою, ставки на его победу принимались из расчета 1:9. По мнению букмекеров у представителя нацистской Германии Л. Шмеллинга шансов не было. Но бой подтвердил обратное. Шмеллинг вырубил "бомбардировщика". Шмеллинг нанес сопернику 90 ударов, 91-й оказался решающим. В 12-м раунде. Луис не смог подняться с пола. С ним на полу лежала вся Америка, чемпион-тяжеловес из Германии побил надежду американского бокса. Джо Луис вспоминал, что после того нокаута у него было чувство, что он предал родину.
Шмеллинг же наоборот, в Германии был объявлен героем. Сам бой транслировался по радио на всю страну. Жену боксера пригласили к самому министру пропаганды Й. Геббельсу. Вместе они следили за "поединком века". Победа Шмеллинга, для лидеров Третьего Рейха означала победу арийского духа и силы, перед лицом коварного бездуховного запада (интересно, а Луис был ли представителем этого самого бездуховства?). Это был сильный аргумент. Сам Геббельс записал в своем дневнике, что "Шмеллинг послал негра в нокаут и победил арийский дух". В кинотеатрах Германии крутили фильм о этом бое, что-то типа "Вестей с полей". Нация ликовала.
Что в принципе неудивительно. В тоталитарных государствах так бывает всегда, успехи в массовых мероприятиях всегда затемняют реальность. Что в нацистской Германии, что в СССР, что в современной России.
Джо Луис вернулся на ринг после поражения, и бой чемпионов не мог не состояться. Правда перед этим Луис одержал еще одну победу. За Луисом следила вся Америка, на бой его наставлял даже президент Ф. Рузвельт. Матч-реванш, который проводился в Нью-Йорке, собрал 70 тысяч зрителей. Выходившего на бой Шмеллинга встречала яростная толпа, которая скандировала "Нацист, нацист!!!"... Американские газеты писали перед боем про него всякие небылицы. Когда Шмеллинг заходил в ринг, в него бросили мешок с мусором.
Бой закончился в первом раунде. На этот раз победил Луис. Америка ликовала, "нацист" был повержен. Руководство нацистской Германии этот эпизод пережевало, через некоторое время случилась австрийская эпопея, ну и далее как обычно. Про Шмеллинга забыли.
Дальше, после олимпиад, вставаний с колен, "триумфов воли" и прочих присоединений земель сопредельных государств, германский вождь начал большую войну. Боксеру Шмеллингу в этой войне тоже нашлось место, его зачислили в парашютно-десантное подразделение. Во время высадки на о. Крит Шмеллинг получил тяжелое ранение и в итоге был комиссован.
Затем окончилась война, Макс Шмеллинг разбогател. Он приобрел акции Гамбургского филиала "Кока-Колы". В общем, начал безбедную жизнь. Его американский визави, в лице Джо Луиса наоборот, попал в финансовую яму. Также, уже после войны выяснилось, что "истинный ариец" Шмеллинг, вывозил еврейских детей из Берлина, буквально рисковав карьерой и жизнью.
Два чемпиона встретились уже после войны. Разбогатевший Шмеллинг оказывал посильную финансовую помощь Луису. В 1989 году два чемпиона встретились на грандиозном приеме в Лас-Вегасе. Среди участников торжества был и легендарный Майк Тайсон. Два политических спортивных конкурентов, в итоге оказались лучшими друзьями, политика прошла, а дружба осталась.
Джо Луис умер первым, в 1981 году. Шмеллинг оплатил его похороны. Германский чемпион пережил своего американского визави и друга на 21 год.
Статья на моей странице в ЖЖ: https://andrey-19-73.livejournal.com/145559.html