Никакого празднования Нового года в современном понимании сто лет тому назад не было. До революции в России так же, как сегодня в западных странах, отмечали Рождество - 25 декабря (тогда Россия жила «по старому стилю»).
С приходом большевиков традиции не менялись. Даже с переходом на григорианский календарь Рождество продолжали отмечать перед новым годом.
С 1927 года в стране начинается антирелигиозная работа. Вместе с Рождеством Христовым «под раздачу» попадает и рождественская ёлка. «Кружение вокруг дерева» приравнивалось к попытке привить ростки религии детям, навязать небылицы в виде «рождественского деда». Ну и в конечном итоге основным аргументом стало причинения вреда природе – деревья должны расти, а не массово вырубаться. Так, борьба против Рождества соединилась с кампанией по защите леса.
Саратовская пресса против ёлок
"Поволжская правда" 28 декабря 1928 года писала: «"Дни леса", за которые мы так горячо ратуем, "рождество" без разговоров сводит насмарку. Молодой ельник вырубается в угоду религии на многие километры. Например, 1 декабря только по Большой Казачьей улице провезли 10 возов елей. На этот раз "легкая кавалерия" комсомола оказалась тяжелой на подъем».
Письмо 250 юннатов следом сетовало на то, что их труды по высаживанию деревьев на «днях леса» уничтожаются в несколько дней перед Рождеством: «Многие государственные и кооперативные магазины украшают свои витрины елками, окороками, поросятами, вифлеемскими звездами. Мы, учащиеся советской школы, уверены, что кооператорам позорно поддерживать рождественскую пропаганду. Это все равно, что насоветские деньги печатать и распространять религиозные книги. Мы, дети рабочих, крестьян и советских служащих, объявляем борьбу торговле елками на базарах и в магазинах. Предлагаем нашим отцам, братьям и сестрам бросить лозунг: "Ни одной елки в квартире».
Саратовская пресса нашла ещё одного вредителя – трест Крайпросторг. В статье «Дедушка мороз сидит на своем троне в крайпросторге» автор писал: «Гирлянды, звезды, стеклянные шары, свечи для елок, конфетти, серпантин… «Дедушки морозы» десятками сидят в витринах наших магазинов... Сотни разноцветных «чертиков» расставлены в разных позах... Блестящая мишура, перевитая лианами, в витринах привлекает глаза прохожих». Как же так? Усиленно рекламируемые елочные украшения и многочисленные дедушки ставят подножку антирождественской кампании!
В газетах появляются многочисленные заявления рабочих саратовских фабрик и заводов против рождественских праздников. Октябрьский Райком ВЛКСМ предлагает вместо Рождества отпраздновать первые дни января, как праздник труда и культуры. Вслед за ними с аналогичной просьбой обратились рабочие бондарной и краскотерочной фабрик, заводов им. Ленина, Центроспирта, «Сотрудник революции», саратовские водники, служащие конторы Госторга, учреждений Народного дворца, промысловой артели «Кооперативный путь», комсомольцы депо РУЖД и учащиеся ряда школ.
По их представлению празднование дней Культуры должно было проходить с 31 декабря по 2 января следующим образом. «Все музеи, кино, театры, библиотеки, читальни и клубы должны быть открыты и не только вечером, а целые дни праздника. Во все эти культурные учреждения нужно организовать массовые вылазки и походы».
В 1929 году день 25 декабря был объявлен в Саратове массовым воскресником в помощь коллективизации деревни, а ячейки безбожников в этот день должны проявить себя в антирелигиозной пропаганде, устраивая мероприятия на производствах.
Рабочие трампарка высказались за то, чтобы превратить 25 декабря в день борьбы с религией: «100-процентная явка на работу в дни Рождества – лучшая антирелигиозная пропаганда, лучший удар по религиозным традициям». Рабочие завода им.Ленина подключились к объявленному соцсоревнованию по стопроцентной явке на работу в день Рождества. Пионеры и подписчики Городской центральной библиотеки пообещали добиться 100-процентного посещения школы в праздник и потребовали прекратить вырубку и продажу молодого ельника, а также елочных игрушек.
Забвение и возвращение ёлок
Началась эпоха, когда ёлка «ушла в подполье». Рождество перестало быть выходным днём. В образовательных учреждениях, на предприятиях устраивали собрания, в которых говорили о вреде празднования Рождества. Устраивались даже обходы домов на Рождество: в окнах пытались разглядеть, не видно ли ёлок. В семьях, верных дореволюционным традициям, елки продолжали устраивать, занавешивая окна одеялами.
В детском журнале «Чиж» №12 1931 г был опубликован стих известного поэта Александра Введенского «Не позволим»:
Не позволим мы рубить
молодую ёлку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов,
ёлку праздновать готов.
Мы с тобой – враги попам,
рождества не надо нам.
Вернулась елка в конце 1935 года, когда в "Правде" второй секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев с одобрения Сталина предложил вернуть детям праздник с елкой. «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!... Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
И уже на следующий день «Правда» сообщала, что в парке «Сокольники» будет устроена новогодняя ёлка, украшенная всевозможными игрушками, подарками для детей и разноцветными электрическими фонариками.
После 28 декабря 1935 года елки стали "государственной политикой". Активно начали печататься рассказы про Ленина и Новый год, а на ёлочных игрушках появились изображения Ленина, Сталина.
В 1937 году был «реабилитирован» и Дед Мороз. К нему присоединилась Снегурочка (персонаж из славянского фольклора, перешедший в литературные произведения), впоследствии став его постоянной спутницей.
Использованные источники:
1. Пост 1928-1929. За новый год вместо Рождества <-- тут все саратовские статьи 1928-1929 гг собранные в одном месте.
2. Кирилл Кашкин «Ни одной елки в квартире!», ИА «Версия-Саратов», 24.12.2016
3. Саратовские газеты 1928-1929 гг, предоставленные Марией Салий
4. Журнале «Чиж» №12, 1931 г.