Найти в Дзене
КилоКниги

Толстые в литературе: краткий путеводитель

Оглавление

Автор «Приключений Буратино» и «Хождений по мукам» – один человек? Исторические романы «Князь Серебряный» и «Петр Первый» не принадлежат перу одного писателя? Разбираемся в родственных связях Толстых и советуем, что почитать из нешкольной программы.

Алексей Николаевич Толстой, Лев Николаевич Толстой, Алексей Константинович Толстой (слева направо)
Алексей Николаевич Толстой, Лев Николаевич Толстой, Алексей Константинович Толстой (слева направо)

Все Толстые происходят от одного предка, построившего карьеру при Петре Великом и пострадавшего в череде дворцовых переворотов.

Широкой публике известны, как минимум, три Толстых. О них речь пойдет ниже. Свой след оставили и другие представители этого большого графского клана. Мы знаем о Федоре Ивановиче «Американце» Толстом, авантюристе, участнике кругосветных плаваний Крузенштерна и наполеоновских войн. Впрочем, его яркая жизнь достойна отдельного разговора. Были среди них художники, литераторы, критики.

Начнем, пожалуй, с главного представителя семейства.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Двоюродный племянник вышеупомянутого «Американца». Гений, корифей, титан. С ним точно нет никакой путаницы. Сейчас в разных странах проживают по меньшей мере 350 прямых потомков Льва Николаевича. И каждый год они встречаются в Ясной Поляне. Из нехрестоматийного к прочтению:

-- «Декабристы» — неоконченный роман, зерно, из которого выросла величественная эпопея «Война и мир»;
-- «Отец Сергий» и «Крейцерова соната» — горькие размышления о пороках общества и церкви.

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Троюродный брат Льва Николаевича. Крайне разносторонний писатель. Из любопытных фактов: воспитывался вместе с будущим царем-«либералом» Александром II под руководством поэта Жуковского. Вместе с товарищами стоял за образом Козьмы Пруткова:

Держаться партии народной и современно, и доходно (Козьма Прутков)
Держаться партии народной и современно, и доходно (Козьма Прутков)

Алексей Толстой пересказал в стихах карамзиновскую историю России, сопровождая ее известным сатирическим куплетом:

«Земля наша богата, порядка в ней лишь нет».

И между тем он же автор знаменитых лирических строк:

«Колокольчики мои, цветики степные...» или «Средь шумного бала, случайно...».

Алексей Константинович занимался противоречивой эпохой Ивана Грозного, поэтому советуем драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», а также роман «Князь Серебряный».

И, конечно, ответ голливудским вампирским сагам – фантастические «Упырь» и «Семья Вурдалака».

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)

Тоже граф, хотя титул многими оспаривался. Сегодня одни оправдывают творческий выбор Алексея Николаевича, ведь его жизнь пришлась на переломные вехи, а другие по модному обычаю – ругают. Попробовав хлеб бедного эмигранта, «красный граф» возвращается по совету Горького на родину и становится вторым, после Горького, писателем, а затем и первым. В «Хождениях по мукам» он протоколирует события Революции и Гражданской войны. По ходу текста герои да и симпатии автора кардинально меняют направление и переходят на сторону большевиков.

При этом он и «папа» воздушного Буратино, и один из столпов культа личности Сталина, и создатель «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина», ставших классикой советской научной фантастики.

Анекдот в довлатовских «Наших»:

«И про Алексея Толстого она знала много любопытного. ...Раз высокий и грузный Алексей Толстой шел по издательскому коридору. Навстречу бежала моя тетка. Худенькая и невысокая, она с разбегу ударилась Толстому головой в живот.
– Ого! – сказал Толстой, потирая живот. – А если бы здесь находился глаз?!..»

Ах да, еще Толстой умудрялся быть знатным гедонистом.

Портрет Алексея Толстого. Художник Пётр Кончаловский. 1941
Портрет Алексея Толстого. Художник Пётр Кончаловский. 1941

В романе «Петр Первый» по случайному совпадению одобрялась жесткая реформаторская власть, обязанная быть такой ради светлого будущего. Книги Алексея Толстого, может быть, кроме «Хождений по мукам», хорошо знакомы со школьной скамьи.

«Князь Серебряный», «Петр Первый» или приторно романтическая «Наталья, боярская дочь» Карамзина с исторической подоплекой на первый взгляд очень похожи: в них есть обволакивающий и патриархальный дух допетровской России, сильная власть и строгие нравы. Но какие разные идеи они несут читателю.

Так и плеяда Толстых. Одна фамилия, но какие разные судьбы и книги.

-4