Найти тему

Картина — будущая сцена

Весна в уфимских галереях ГАЛАРИНА- фото автора

Мажорным, радостным аккордом вдруг прозвучала коллективная выставка молодых художников-сценографов в Малом зале Союза художников (вход свободный, ул. Ленина, 43).

Творческий куратор выставки профессор Рифхат Му-хамедович Арсланов собрал под своим крылом талантливую молодежь. Среди участников есть и студенты 4 курса Уфимского института искусств — Андрей Ахмадеев, Рита Сафина и Карина Ситдикова. Рядом висели работы совсем недавних выпускников 2013 года — Эдуарда Басареева и Венеры Гумеровой, Алексея Лобанова и Айнура Юнус-баева. И, наконец, давние знакомцы и любимцы художественной публики Руслан Магалимов и Олег Шишкин, а также Олеся Сапожкова — все из выпуска 2008 года, тогда еще Академии искусств.

С очаровательной художницей и студенткой Кариной Ситдиковой мне удалось побеседовать о творческих свершениях и путях в искусстве. Некоторые молодые художники попадают в сценографы волею судьбы, некоторые специально ждут и целенаправленно поступают именно

на сценографию, куда набор раз в 4 года. За время учебы каждый студент создает по две сценографии будущих спектаклей в год, разумеется в виде макетов. Хотя удается сотрудничать и с народными театрами, и с учебным театром внутри вуза, ведь будущие режиссеры тоже ставят свои учебные и дипломные работы, иногда это происходит в настоящих театрах. Сценографию Карины уже видел зритель Стерлитамакского башкирского драматического театра и Туймазинского русского драматического театра, и естественно видел зритель учебного театра на выпускном спектакле «Пока она умирала» режиссера Катерины Хмельницкой-Князевой.

Но есть вещи, которые театральный зритель не видит — это эскизы, макеты, наброски. Но зато эти совершенно

чудесные произведения может разглядеть подробно посетитель выставки и получить большое удовольствие. Представьте себе, когда картина — будущая сцена, когда каждый предмет и силуэт в ней обретет материальное воплощение, или еще есть вариант, когда имеется макет, где есть из декораций каждый, но очень крошечный предмет. Вот эта завораживающая деталировка в шикарных макетах Олега Шишкина к опере «Фауст» Ш. Гуно и Алексея Лобанова к спектаклю «На дне» М. Горького, которую рассматриваешь с восхищением ребенка — эта маленькая кукольная сцена, и все на ней волшебно уменьшенное в масштабе настоящее — ступеньки, скамейки, лестницы, бочки...

Но не меньше захватывают внимание и насыщенные, динамичные эскизы. Они перетекают пластической

космогонией балета «Сотворение мира» А. Петрова у Олеси Сапожковой. Опера «Принцесса Турандот» Пуччини у Сапожковой статична по жесткой геометрии и в глухих цветах. Эта же Турандот звенит и переливается северным сиянием на эскизе Венеры Гумеровой. Нарядная, книжная иллюстрация спектакля «Ревизор» Гоголя и балета «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова получилась у Риты Сафиной. А «Борис Годунов» Мусоргского впечатляет монументальностью фрески у Эдуарда Басареева. Айнур Юнусбаев покоряет задорностью «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта и сочностью «Кармен» Ж. Бизе. Смотришь на картину, а в голове роскошное меццо-сопрано вкрадчиво начинает «У любви, как у пташки крылья». Мужественный балет «Спартак» Хачатуряна обрел аналогичный эквивалент на лаконичных полотнах Андрея Ахмадеева. И Руслан Магалимов своим тщательно деталированным «Мечтателем» С. Абузарова отсылает нас к памятной многим эстетике советских представлений о детстве. Просто удивительно, сколько всего может вместить в себя понятие театральный художник. По поводу выставки удалось чуть-чуть пообщаться с художником Русланом Ма-галимовым. В ответ на мои вопросы красавец Руслан солнечно улыбнулся и сказал: « Я оформил где-то около десяти спектаклей, часть из них в народных театрах, где средства весьма скудные, но мы сами в студенчестве искали эти театральные студии, ведь надо же вырабатывать понимание того, как художественные фантазии могут быть воплощены при помощи двух тряпок и трех досок!»

Яркий и экспрессивный цвет юности сценографов современной Уфы представлен в стенах Малого зала в эти последние недели перед летом — до 30 мая — сходите и вам снова захочется в театр. Весна в уфимских галереях заканчивается. Но дальше нас и уфимские галереи ожидает лето.