Поколение, родившееся после того, как перестал существовать СССР, не имеет понятия, что такое тотальный контроль за тем, что люди носят, читают, смотрят, о чем говорят и даже о чем они думают! Нынешняя молодежь очень смутно представляет себе, что значило жить под постоянным и неусыпным идеологическим давлением.
Сейчас они вольны делать что угодно — выуживать из Интернета какую угодно информацию, носить сколь угодно вызывающую одежду. Никто не запретит им общаться на сленге, потому что он давно стал нормой речи.
Но с 30-х по 80-е годы прошлого века всё было совсем иначе. За вольности такого рода можно было жестоко поплатиться, причем донести «куда надо» на вас могли ваши соседи, друзья, даже родные! Анонимный донос в те времена вообще стал массовым способом сведения счетов. НКВД и КГБ были завалены доносами на что угодно, вплоть до не выключенного в туалете коммунальной квартиры света.
СМИ также находились под жесточайшим контролем. Агитационные материалы, репортажи о трудовых свершениях коммунистов и тому подобные «ура-патриотические» материалы можно было публиковать сколько угодно. Но за малейший намек на критику власти можно было поплатиться карьерой, а в редких случаях – даже свободой.
Вопреки этому всему, советский период был богат на настоящие шедевры кино и литературы. Именно в СССР снимал великолепные комедии Л.Гайдай, М.Колотозов снял свои «Летят журавли», Г.Козинцев — шекспировских «Гамлета» и «Короля Лир». Театральные труппы Ленкома и Театра на Таганке часто шли наперекор власти, ставя провокационные, спорные, «идеологически невыдержанные» пьесы. Но и коммунистическая цензура не дремала. Был снят со сцены, не просуществовав и года, «Борис Годунов» – за очень явные, пусть и завуалированные, выпады в сторону советской власти. Ленком с огромным трудом продавил легендарную «Юнону и Авось» – в мюзикле звучали церковные песнопения и фигурировал дореволюционный Андреевский флаг. Основание абсурдное, но спектакль долго не выпускали на сцену.
Писатели и поэты четко разделялись на «идеологически выдержанных» и «диссидентов». Правда, принадлежность к первой категории отнюдь не означала неприкосновенности. Малейший шаг влево или вправо, крошечное отклонение от «коммунистической морали» в любой момент могло сшибить «правильного» писателя с Олимпа, как это произошло, в частности, с Фадеевым. И в тоже время Солженицын, гонимый властью, дожил до весьма преклонных лет и умер в России, возвратившись из эмиграции. Фадеева мало кто помнит, Солженицына знают если не все, то очень многие. И, в то же время, совершенно преданный советскому строю Михалков прожил 100 лет и вовсе не мучился угрызениями совести.
Идеология регулировала все сферы жизни — культуру, промышленность, быт. Было ли это злом? Каждый для себя отвечает на этот вопрос сам.
Спасибо за прочтение! Если статья показалась интересной, взгляните на похожие:
2. Нам есть что помнить, чем гордиться! (Оголтелым критикам всего советского посвящается...)
3. Крутые лайфхаки времен СССР. (Нарратив)
4. История советской культуры: «Бульдозерная выставка».
5. «Все было хорошо, а потом мы сделали шаг в никуда…» (О распаде СССР глазами «не вписавшегося в рынок» человека)