Найти тему
BACK IN USSR

Советская идеология – зло или норма?

Поколение, родившееся после того, как перестал существовать СССР, не имеет понятия, что такое тотальный контроль за тем, что люди носят, читают, смотрят, о чем говорят и даже о чем они думают! Нынешняя молодежь очень смутно представляет себе, что значило жить под постоянным и неусыпным идеологическим давлением.

Сейчас они вольны делать что угодно — выуживать из Интернета какую угодно информацию, носить сколь угодно вызывающую одежду. Никто не запретит им общаться на сленге, потому что он давно стал нормой речи.

Жизнь советских людей проходила под пристальным внимание со стороны государства.
Жизнь советских людей проходила под пристальным внимание со стороны государства.

Но с 30-х по 80-е годы прошлого века всё было совсем иначе. За вольности такого рода можно было жестоко поплатиться, причем донести «куда надо» на вас могли ваши соседи, друзья, даже родные! Анонимный донос в те времена вообще стал массовым способом сведения счетов. НКВД и КГБ были завалены доносами на что угодно, вплоть до не выключенного в туалете коммунальной квартиры света.

СМИ также находились под жесточайшим контролем. Агитационные материалы, репортажи о трудовых свершениях коммунистов и тому подобные «ура-патриотические» материалы можно было публиковать сколько угодно. Но за малейший намек на критику власти можно было поплатиться карьерой, а в редких случаях – даже свободой.

Вопреки этому всему, советский период был богат на настоящие шедевры кино и литературы. Именно в СССР снимал великолепные комедии Л.Гайдай, М.Колотозов снял свои «Летят журавли», Г.Козинцев — шекспировских «Гамлета» и «Короля Лир». Театральные труппы Ленкома и Театра на Таганке часто шли наперекор власти, ставя провокационные, спорные, «идеологически невыдержанные» пьесы. Но и коммунистическая цензура не дремала. Был снят со сцены, не просуществовав и года, «Борис Годунов» – за очень явные, пусть и завуалированные, выпады в сторону советской власти. Ленком с огромным трудом продавил легендарную «Юнону и Авось» – в мюзикле звучали церковные песнопения и фигурировал дореволюционный Андреевский флаг. Основание абсурдное, но спектакль долго не выпускали на сцену.

Писатели и поэты четко разделялись на «идеологически выдержанных» и «диссидентов». Правда, принадлежность к первой категории отнюдь не означала неприкосновенности. Малейший шаг влево или вправо, крошечное отклонение от «коммунистической морали» в любой момент могло сшибить «правильного» писателя с Олимпа, как это произошло, в частности, с Фадеевым. И в тоже время Солженицын, гонимый властью, дожил до весьма преклонных лет и умер в России, возвратившись из эмиграции. Фадеева мало кто помнит, Солженицына знают если не все, то очень многие. И, в то же время, совершенно преданный советскому строю Михалков прожил 100 лет и вовсе не мучился угрызениями совести.

Идеология регулировала все сферы жизни — культуру, промышленность, быт. Было ли это злом? Каждый для себя отвечает на этот вопрос сам.

Спасибо за прочтение! Если статья показалась интересной, взгляните на похожие:

1. Школьные годы запретные.

2. Нам есть что помнить, чем гордиться! (Оголтелым критикам всего советского посвящается...)

3. Крутые лайфхаки времен СССР. (Нарратив)

4. История советской культуры: «Бульдозерная выставка».

5. «Все было хорошо, а потом мы сделали шаг в никуда…» (О распаде СССР глазами «не вписавшегося в рынок» человека)