Конечно, сейчас на Земле уже практически нет мест куда бы не ступала нога человека. В наши дни вся поверхность Земли фотографируется спутником, но и спутник не вездесущ. Он не может заглянуть под поверхность земли, под полог дремучего леса, под толщу океана или льда. Его взору многое недоступно. Поэтому и в наши дни вакансия Колумба сохраняется. Конечно, в более скромных масштабах, но, уверен, что первооткрыватели в наши дни радость испытывают не меньшую чем Колумб, Кук или Магеллан. К тому же сейчас быть первопроходцем стало куда безопаснее. Мы все помним чем эти радости закончились для Кука.
В этом посте я хотел бы рассказать об открытиях новых земель на крайнем севере в наши дни. Безмолвие и холод севера казалось бы должны отталкивать, но и в них есть своё обаяние. Полярная романтика всегда манила искателей приключений. Зачастую эти устремления оказывались для людей роковыми, но такова уж человеческая природа.
Покорением самого северного полюса сегодня уже никого не удивишь. Его достигали и пешим путём, и на ледоходе, и на самолете, и на дирижабле, и даже на подводной лодке. Кстати говоря, любопытный факт, что северный полюс, в отличие от южного, не имеет постоянной точки, поскольку лёд находится в непрерывном дрейфе. Северного полюса можно вообще достичь «сидя на одном месте», просто дрейфуя вместе со льдом. Подобные попытки достижения северного полюса действительно были. Впервые так попытался достичь полюса полярный исследователь Фритьоф Нансен в конце 19 века. Он просто дал своему судну «Фрам» вмёрзнуть в ледяную шапку в районе Новосибирских островов и продрейфовал на нём в сторону полюса.
Однако, несмотря на все усилия полярников, на сегодняшний день до сих пор неизвестно где находится самая близкая к полюсу земля. Именно земля, а не ледяной покров. Представления о земле на крайнем севере, севернее которой суши нет, были ещё у древних греков. Они называли её Ультима Туле (с латинского Край Света ). Пифей, древнегреческий путешественник, живший в третьем веке до нашей эры, много странствовал и был убеждён, что нашёл ту самую Ультима Туле к северу от Британии. Сегодня всю поверхность Земли фотографирует спутник и, казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы найти на снимках самый северный мыс или остров, но для спутника северные острова из-за льда трудноразличимы, поэтому исследователям приходится искать новые земли «вручную».
Самый северный мыс большой земли находится в Гренландии. Мыс Моррис-Джесуп был достигнут полярником Робертом Пири во время его экспедиции в 1900 году. Как видно из карты выше, ни остров Рудольфа на земле Франца-Иосифа, ни мыс Челюскин не подобрались так близко к полюсу, как мыс Моррис-Джесуп. Однако, и у него есть конкуренты. Ещё Роберт Пири во время своей экспедиции заметил остров к северо-востоку от мыса, но только в 1921 году датскому исследователю Лауге Коху удалось там высадиться. Коху тогда хватило фантазии и юмора назвать его Каффеклуббен, что в переводе с датского означает «Остров кофейного клуба». Несмотря на скромные размеры (700 на 300 метров) и суровый арктический климат, на этом клочке суши достаточно богатая для Арктики экосистема и даже есть свои достопримечательности. На острове Каффеклуббен расположилось самое северное в мире пресноводное озеро. Рыба, конечно, там не водится, но обитает более 20 видов одноклеточных водорослей - диатомей. Серый каменистый пейзаж острова разбавляют полярный мак и камнеломка супротивнолистная. Растут мхи и лишайники. Так что, можно сказать, что на этом острове запрятан целый мир в миниатюре.
Долгое время были сомнения, что Каффеклуббен на самом деле севернее. Считалось, что именно мыс Моррис-Джесуп является самой северной землёй и Пири тоже в это верил, хотя и видел некий остров к северо-востоку от мыса. Но, как видно из карты выше, с мыса Моррис-Джесуп очень сложно понять севернее или южнее Каффеклуббен, они почти на одной широте. В 1978 году датская экспедиция во главе с Уффе Петерсоном приземлилась на острове Каффеклуббен с целью проверить, что он и вправду севернее мыса Моррис-Джесуп. Выяснили, что остров действительно немного севернее. Остров ближе к полюсу, чем мыс Моррис-Джесуп, но и Каффеклуббен оказался не последним рубежом. К северу от Каффеклуббена исследователи заметили небольшой островок. Остров назвали Оодаак в честь эскимоса-инуита, сопровождавшего Пири во время его полярных экспедиций. Остров совсем крохотный -120 квадратных метров, но это, к слову, значительно больше среднестатистической квартиры. Однако, в последующих экспедициях этот остров обнаружен не был. Именно с этого острова начинается эпопея фантомных островов - то появляющихся, то исчезающих. Было предложено несколько объяснений причин такого поведения острова. Оодаак может быть лишь временной особенностью рельефа дна. Дрейфующие льды вполне могли смести этот остров. Также выдвигается версия, что остров скрылся во льдах и его просто не заметили.
Поиски возобновились в девяностые годы. Было обнаружено ещё шесть крошечных островков. Из них ближе всего к полюсу остров с незамысловатым названием 83-42 (это просто широта острова). Его обнаружил в 1998 году датский исследователь Деннис Шмитт. Этот островок представляет из себя не более чем кучу камней и земли, но несмотря на её скромный вид, исследователи отнеслись к этой куче с изумительным пиететом. Это, ведь, самая северная куча в мире! Вы даже не представляете как радовались исследователи, обнаружив этот островок. Лучше всего эмоции передадут слова самого Шмитта. Он вспоминает : «Мы были в довольно эйфорическом состоянии, я могу сказать вам. Мы просто плакали». Другой участник экспедиции Питер Скафте тоже был под большим впечатлением: «Это была идея, которая была с нами (с человечеством - прим. ред.) на протяжении более 2000 лет как магическое, запредельное, таинственное место».
Да, с виду это просто куча, похожая на одну из тех, что мы зачастую видим на стройках. Но стоит только вдуматься какова сила человеческого сознания! Человек может своим сознанием преображать окружающий мир, делать неприметное, достойным внимания и наполненным смыслом. Если бы исследователи не знали, что именно это самая северная в мире земля, легендарная Ультима Туле, то они бы и не обратили внимания на эту кучу. Чаще всего, именно наше сознание наполняет мир смыслом и заставляет удивляться.
В заключение скажу, что до сих пор неизвестно - является ли остров 83-42 постоянным или же это временная особенность морского дна. То же самое касается и всех остальных островов севернее Каффеклуббена. Ни про один из них нельзя сейчас с уверенностью сказать, что это тот остров, который в ближайшие несколько сотен лет никуда не денется. Это острова-фантомы. В один год остров есть, а на другой и следа нет - пропал. Однако, мне кажется, что сейчас можно с уверенностью заявить, что ежегодно севернее Каффеклуббена наблюдается хотя бы один остров, который и является самым северным в мире. Такая блуждающая Ультима Туле.