В бельгийском городе Ипр с незапамятных времен наихудшим днем для кошек считалась «Кошачья среда». Согласно традиции, ежегодно во время Великого поста, в среду второй его недели, с колокольни церкви Святого Мартина жители бросали вниз живых кошек.
Горожан совершенно не смущало, что животные разбивались вдребезги – наоборот, они были уверены, что улучшения в их жизни напрямую зависит от количества сброшенных с церкви животных.
История жестокого обычая
Ипр в средние века был городом ткачей, поэтому на складах в большом количестве хранились шерсть и сукно. Разумеется, этому факту были очень рады местные мыши, которые чувствовали себя очень вольготно и плодились в геометрической прогрессии. Тогда, не мудрствуя лукаво, люди поселили кошек на складах и безобразие прекратилось. Но возникла другая проблема: отъевшиеся мышей кошки также стали активно размножаться, и вскоре город был просто переполнен бродячими кошками.
Горожане задумались и нашли странный и весьма жестокий выход – скидывать ненужных животных с колокольни. Причем, согласно обычаю – чем дела у жителей города были хуже, тем большее количество кошек они лишали жизни. К примеру, 1594 год выдался очень удачным для Ипра, поэтому насильно умерщвлено было «всего-то» три кошки.
«Чудесное спасение»
Возможно «кошкометания» так бы и продолжались, если бы не чудо, произошедшее в 1817 году. Когда в «кошачью среду» была сброшена последняя кошка, то она осталась жива, отделавшись легким испугом. Животное, достигнув земли, бросилось наутек. Зато горожане сделали из произошедшего вывод, что бросать с колокольни пушистых животных больше не стоит – достаточно просто отмечать этот день колокольным звоном.
В марте 1938 года в Ипре был организован премьерный «Кошачий парад». С утра были устроены велосипедные гонки в честь кошек, а завершающим этапом стала процессия из шутов, несших в руках игрушечных кошек. Шут, возглавлявший шествие, под звуки оркестра взошел на колокольню и стал бросать оттуда игрушечных котов.
Новая традиция
Такой обычай не успел прижиться, так как началась Вторая мировая война. Но, по её окончании, в 1946 году традиционные шествия продолжились. Хотя первый послевоенный парад был довольно скромным, но, как водится, игрушечных кошек с церковной колокольни все же сбросили. Затем, с каждым годом парад становился все более масштабным, и в 1955 году по улицам Ипра уже шествовало полторы тысячи наряженных кошками человек.
Постепенно «кошачьи парады» обрели новое прочтение – они символизировали борьбу со злом и очищение от негативного воздействия. Эти парады прославили Ипр не только в пределах Бельгии, но и за границей. В 90-ые годы прошлого века проводимые мероприятия достигли такого размаха, что пришлось выбирать, сокращать ли масштаб парада или просто проводить его реже. Горожане выбрали второе, и теперь «Кошачий парад» в Ипре устраивается раз в 3 года во второе майское воскресенье.
В наше время идеи «Кошачьего парада» раз от разу становятся все более грандиозными, но метание игрушечных кошек с колокольни – неизменная традиция. В праздничной процессии участвуют музыканты, танцевальные группы, ростовые куклы, знаменосцы и карнавальные платформы. Только теперь счастливцы, поймавшие брошенную с колокольни игрушечную кошку, могут загадывать желание, которое, по поверью непременно сбудется.