Найти в Дзене
#PPS

​Ужас без конца. 2018-й – год допинговых скандалов в российском спорте

Воспоминания, от которых мороз по коже.

Казнь Шмида

К началу 2018-го российский спорт уже почти два года как горел в допинговом аду. Интенсивность огня под котлом, в котором он безропотно плавился, регулировали Международный олимпийский комитет (МОК), канадский юрист Ричард Макларен, а профессор Родченков каждый месяц пытался ускорить процесс его (росспорта) уничтожения.

1 января мы встретили с пожизненно дисквалифицированным экс-министром спорта, ограниченным в правах Олимпийским комитетом России (ОКР) и 43-мя спортсменами с аннулированными результатами Сочи-2014. 5 декабря 2017-го Исполком МОК в Лозанне казнил нас на весь мир.

Самуэль Шмид, вставший во главе комиссии, которая расследовала нарушения в Сочи, признал, что доказать наличие государственной допинговой системы в России тяжело, но на лицо все факты, сговора спортсменов с высокопоставленными чиновниками. Томас Бах с кислой миной озвучил приговор: ограничить в правах ОКР, а российских спортсменов допустить на Олимпиаду-2018 только в нейтральном статусе и только тех, кто будет соответствовать всем критериям, впоследствии разработанным комиссией Валери Фурнейрон.

В ситуации, когда нас порют, наши чиновники обычно молчат. Не изменилось ничего и в этот раз. Робкая попытка разжалобить МОК за счет Евгении Медведевой, олицетворявшей на тот момент все самое лучшее, что есть в нашем спорте, провалилась. Взрослые дяди привезли 18-летнюю девочку со сломанной ногой, чтобы она отмазала их за косяки. Типично российская история. Получилось лишь частично. Вполне возможно, что если бы не трогательное выступление Жени, никого из наших спортсменов в Пхенчхане не было.

CAS во спасение

Да, в этой ситуации мы выглядели отвратительно. Но и все эти комиссии МОК, которые за пару месяцев решили закопать весь спорт в огромной стране на основании показаний шизофреника (тут никаких оскорблений, у Родченкова есть справка с соответствующим диагнозом), тоже, мягко говоря, не вызывали симпатий. Было понятно, что идет война, в которой приемов и методов особо никто не выбирает.

zlsda.info
zlsda.info

Не надеясь на поддержку чиновников, наши спортсмены, пожизненно лишенные Олимпиад и наград Сочи-2014, принялись воевать за свое будущее самостоятельно. 42 человека из 43 дисквалифицированных комиссией Освальда подали апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS). Единственным, кто не принял участие в этой акции, стал бобслеист Максим Белугин.

Как выяснилось позже, в его пробе Сочи-2014 обнаружили метаболиты трех компонентов коктейля Родченкова (более известного как «Дюшес»): метенолона, оксандролона и тренболона. Но это уже другая история, которую под шумок замяли. Существовал ли «Дюшес» на самом деле, до сих пор не знает никто.

1 февраля случился прорыв. CAS в ускоренном порядке (за пару недель) провел заседания по апелляциям наших спортсменов и выдал шокирующий для МОК вердикт – 28 россиян были оправданы, а их результаты Сочи-2014 восстановлены, 11 апелляций удовлетворены частично (пожизненная дисквалификация заменена на пропуск одной Олимпиады, но результаты Сочи не восстановлены), вынесение вердиктов по пяти делам было отложено в связи с тем, что спортсмены уже завершили карьеры и не претендовали на участие в Пхенчхане-2018.

Мировое спортивное сообщество, радикально настроенное против России, предало CAS предали анафеме, мы же вернули себе победу в общем зачете домашней Олимпиады, а у оправданных спортсменов появилась надежда, что они смогут соревноваться в Пхенчхане. До старта Игр оставалось восемь дней.

Без флага и гимна. В усеченном составе

Разумеется, МОК не стал это терпеть. Комиссия Фурнейрон не выдала приглашения в Пхенчхан ни одному оправданному CAS россиянину. Мало того, мимо корейской Олимпиады пролетели почти все, кто участвовал в Сочи-2014, за очень редким исключением.

Иван Писаренко/ТАСС
Иван Писаренко/ТАСС

В Пхенчхан почти в полном составе не попали биатлонисты (поехали лишь четыре спортсмена и ограниченный круг тренеров), лыжники, бобслеисты, представители шорт-трека (Виктора Ана, разумеется, тоже не пригласили). Дошло до абсурда. Комиссия Фурнейрон зарубила даже танцевальный дуэт Александра Степанова/Иван Букин.

Все это нагло, дерзко, без объяснения причин. Говорили, что МОК сам решает – кого из русских звать в Пхенчхан, а кого нет, сравнивая это с выдачей приглашений на свадьбу. Хотя все понимали, что рубили тех, кто может выиграть хоть какие-то медали. Это была уже открытая война.

Повторный трюк с попыткой оспорить решение комиссии МОК о неприглашении на Олимпиаду в CAS провалился. Выездная панель Спортивного арбитражного суда в Пхенчхане вынесла однозначный вердикт не в пользу наших спортсменов. 10 февраля, на следующий день после открытия Олимпиады, стало понятно, что России придется соревноваться тем составом, который есть. Без флага, без гимна и с непонятными перспективами.

Мельдоний и триметазидин

А потом полыхнул скандал с мельдонием, который обнаружили в пробе Александра Крушельницкого. Вместе со своей женой Анастасией Брызгаловой он выиграл историческую для российского керлинга первую олимпийскую медаль – бронзу в дабл-миксте.

Брызгалова/Крушельницкий стали отдельным явлением на той Олимпиаде. Яркая внешность Насти и их особенные взаимоотношения на льду сделали их невероятно популярными. Поэтому мельдоний в пробе Крушельницкого выглядел как издевка над здравым смыслом.

derstandard.at
derstandard.at

Это было очень похоже на провокацию. Медали вернули, начали расследование. Обещали докопаться до истины и доказать, что Саша ничего не принимал умышленно. Подключили даже Следственный комитет. Ничего не вышло. Пару недель назад Крушельницкому впаяли четыре года дисквалификации.

Хотя осенью Международная федерация керлинга (ICF) предлагала ему подписать мировое соглашение, по которому он признавал вину в употреблении допинга и получал два года, но при этом сохранял возможность дорасследования дела. Крушельницкий согласился, но ICF отозвала свое предложение под давлением WADA. Знающие люди утверждают, что это просто был заказ.

Но в феврале 2018-го подоплека у этого дела была особенной. Мы надеялись, что на церемонии закрытия российская сборная сможет пройти под своим флагом, что МОК его нам вернет. А допинговый залет во время Олимпиады полностью этот вариант исключал.

А потом еще и бобслеистка Надежна Сергеева попалась на триметазидине (препарат для сердечников). Наши чиновники так испугались, что тут же придумали спортсменке проблемы с сердцем (которых не существовало в помине) и начали давить на нее, требуя признать прием запрещенного препарата. Этот цирк продолжался недолго. Сергеева уехала из Пхенчхана, а потом набрала номер топового спортивного юриста Артема Пацева.

Совместными усилиями им удалось раскрутить клубок и доказать невиновность Надежды. Сейчас все обвинения с Сергеевой сняты и она уже принимает участие в международных соревнованиях. Но сколько ей пришлось пережить…

О том, как может быть дальше, читайте полную версию на сайте prostoprosport.ru