Найти тему
Ситх-искусствовед

«Весна»: самое трогательное раздевание в истории живописи

Сегодня речь пойдёт не только об одном из самых трогательных произведений русской живописи, но и об одном из самых спорных. Кто с кем и о чем спорил, расскажу чуть позже!

Начну с того, что это полотно кисти прекрасного советского художника Аркадия Пластова. И пусть его имя не столь известно непрофессиональной публике, поверьте, художник — воистину одна из жемчужин русской живописи и гордость нашей страны.

Предметно в работе над этой картиной ему что называется ассистировал сын Коленька.

Из сухих фактов: дата создания — 1954 году, место действия (как и создания) — небольшая деревенька Прислониха в Ульяновской области. По признанию самого художника, идея создать нечто подобное родилась у него в 1944 году и вынашивалась долгие 9 лет. Хранится, кстати, в Третьяковской галерее.

Теперь к самой соли: в чем, собственно, споры и кого с кем. Казалось бы, картина более чем поэтична — девушка (правда, обнаженная), но настоящая простая русская красавица, которая одевает после бани маленького ребёнка. Попыталась найти для вас фото максимально хорошего качества, чтобы сделать упор на деталях.

-2

Для начала отмечу. Работа была впервые показана искусствоведческому сообществу и главное — зрителю в начале хрущёвской оттепели. Художника стали обвинять в чем можно и в чем нельзя.

С одной стороны, нападки за обнаженную натуру. Ведь действительно продолжительное время тема женской наготы была неловко задвинула в советской живописи, ее боялись, ее не поднимали. Да, существовали чувственные полотна, некогда выставлявшиеся в салонах дореволюционной России, но эпоха ушла. Ушло и искусство. Теперь курс был на передовую современность, а ахи, вздохи (простите) и романтизм канули в лету.

С другой стороны, Пластова обвиняли в попытке показать нищету крестьянского быта советской деревни.

С третьей стороны (а была и такая!), критикам не нравилось название полотна — «Весна». Ну, это без комментариев.

Аркадий Пластов
Аркадий Пластов

А теперь расскажу главное. Аркадий Пластов стал одним из первых художников советской эпохи, кто с достоинством вернул право обнажённого женского тела быть изображённым на полотнах.

Картина, к слову, все-таки имела огромный успех и часто появлялась на выставках, в том числе зарубежных. Известный искусствовед А. С. Жукова написала об этой работе следующее:

«Весна» стала одним из самых поэтичных и чистых изображений женщины в нашей живописи».

Трудовое лето в работах Пластова
Трудовое лето в работах Пластова

Не могу с ней не согласиться! Пожалуй, это действительно самое чистое раздевание в живописи!

С удовольствием расскажу вам о других работах этого чудесного художника и о его судьбе подробнее. Ставьте лайки, если статья показалась вам интересной. Впереди только лучшее! До самых скорых встреч, друзья!