К началу шестидесятых киноделам Голливуда стало очевидно, что традиционный вестерн себя изжил, но далеко не изжил себя Дикий Запад, как пространство, в границах которого можно рассказывать множество новых историй. Так возник вестерн новый: ревизионистский. От классического он отличается тем, что ставит ребром вопросы немыслимые в тридцатые или пятидесятые: а что если индейцы тоже люди и у них есть своя правда и своя культура? А что если Дикий Билл Хикок не такой уж белый и пушистый герой? А что если охотники за головами хуже тех, за кем они охотятся? А что если… Отвечая на все эти вопросы, ревизионистский вестерн использует максимум оттенков серого, избегая четкого деления на «плохих» и «хороших». В целом, большинство американских вестернов, снятых позже 1960-го года, являются ревизионистскими, включая и те, что снимают сейчас Квентин Тарантино или братья Коэн.
5 фильмов, которые пересобрали вестерн заново
Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance) 1962, режиссёр – Джон Форд
Часть критиков относит этот шедевр Джона Форда к поздним образцам классического вестерна, и на это есть определённые основания: устаревший к началу шестидесятых киноязык Форда, две главные звезды олдскульного вестерна Джон Уэйн и Джимми Стюарт в главных ролях и отсутствие особой жестокости на экране – всё это как бы намекает на то, что мы смотрим старый добрый вестерн. Но не дайте обмануть себя внешней стороне вопроса, «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» деконструирует американскую мифологию, значительный вклад в формирование которой внёс сам Форд, лучше, чем любой другой вестерн начала шестидесятых. «Это Америка, мы не будем печать правду – мы напечатаем легенду». За эту фразу Форду можно простить решительно всё.
Дикая банда (The Wild Bunch) 1969, режиссёр – Сэм Пекинпа
Самый известный из ревизионистских, самый ревизионистский в пантеоне великих. «Дикая банда» – на уровне сюжета очень простое кино: есть бандиты и есть охотники за головами, первые хотят выжить и остаться при деньгах, вторые поймать и/или ликвидировать первых. Но, как говорится, Пекинпа кроется в деталях. «Дикая банда» заново изобретает вестерн, используя знакомые всем элементы жанра, сдабривая получившийся результат старым-добрым ультранасилием. Результат? Один из самых почитаемых фильмов в истории Голливуда.
Бродяга высокогорных равнин (High Plains Drifter) 1973, режиссёр – Клинт Иствуд
Существует легенда, что Клинт Иствуд не хотел сам играть в своём втором режиссёрском проекте, передоверив исполнения главной роли пожилому, но всё ещё бодрому Джону Уэйну. Последний, ознакомившись со сценарием, наотрез отказался, и Клинту самому пришлось в очередной раз примерить ковбойскую шляпу. Уэйна, впрочем можно понять, «Бродяга высокогорных равнин» – один из самых жестоких и нигилистических вестернов в истории американского кино, а главный антигерой оставляет позади большинство своих неоднозначных коллег из вестерна итальянского, достаточно сказать, что в первые двадцать минут фильма персонаж Иствуда успевает не только пострелять залетных бандитов, но и изнасиловать местную вертихвостку, что вызывает удивление даже сегодня.
Пэт Гэрретт и Билли Кид (Pat Garrett & Billy the Kid) 1973, режиссёр – Сэм Пекинпа
Вершина вестерн-фильмографии Пекинпа. Джеймс Коберн и Крис Кристофферсон разыгрывают классическую историю дружбы-предательства реальных бандитов Дикого Запада под аккомпанемент музыки Боба Дилана, написанной специально для фильма. Грустный и пессимистичный вестерн, в котором свободолюбивые сорвиголовы неизбежно проиграют серьёзным дядям с серьёзными интересами.
Врата рая (Heaven's Gate) 1980, режиссёр – Майкл Чимино
Один из самых грандиозных провалов в истории Голливуда и на удивление неплохое кино (особенно в режиссёрской четырёхчасовой версии). Чимино перебарщивает с барочной эстетикой а-ля Висконти и берет на главные роли прекрасных, но плохо сочетающих друг с другом актёров: Криса Кристофферсона, Кристофера Уокена и Изабель Юппер, но пропустить этот вестерн с амбициями «Лоуренса Аравийского» для фаната жанра было бы откровенной глупостью.
5 ревизоров вестерна
Сэм Пекинпа – удачно стартовал с «Опасными попутчиками» и «Скачи по высокогорью», отлично продолжил карьеру постановщика вестернов «Дикой Бандой» и «Балладой о Кэйбле Хоге», к середине семидесятых достиг подлинного совершенства сняв холодные, жёсткие, стильные и пронзительные истории с бодрящим эффектом удара под дых в форме традиционного вестерна «Пэт Гэррет и Билли Кид» и современного вестерна «Принесите мне голову Альфреда Гарсиа».
Клинт Иствуд – человек, который заменил Джона Уэйна в качестве лица жанра. Вернувшись из Италии и многое почерпнув из сотрудничества с Леоне, Клинт провёл ревизию Дикого Запада, благодаря чему мы имеем такие фильмы, как «Джоси Уэйлс – человек вне закона» и «Непрощенный».
Роберт Олтмен – ключевая фигура и самый немассовый режиссёр Нового Голливуда. Занимался деконструкцией разных классических жанров, не обошёл вниманием и вестерн, которым со всей серьёзностью занялся в фильмах «МакКейб и миссис Миллер» и «Баффало Билл и индейцы».
Уолтер Хилл – если Сэм Пекинпа был автором с большой буквы «А», то его ученик и бывший ассистент Уолтер Хилл смог адаптировать эстетику мастера для решения прикладных, сугубо жанровых задач. Черты вестерна а-ля Пекинпа прослеживаются в каждом фильме Хилла, но в чистом жанре решены всего три: «Скачущие издалека», «Джеронимо: Американская легенда» и «Дикий Билл».
Кевин Костнер – ярчайшая звезда Голливуда рубежа восьмидесятых-девяностых и человек, который родился явно не в ту эпоху. В четырёхчасовой лекарстве от бессонницы, названном «Танцующий с волками», Костнер окончательно легитимировал индейцев в качестве полноправных героев Дикого Запада, а не безликих дикарей, какими их представляли в классическом вестерне. Также с вами не случится ничего плохого, если вы посмотрите другие вестерны Кевина: «Уайатт Эрп» и «Открытый простор».