Недавно на въезде в Астрахань стояли около сотни грузовиков, гружёных кукурузой, и не торопились двигаться дальше. Они стояли у поста Ространспортнадзора и не торопились въезжать в город из-за перегруза. Ещё в ноябре 2018 года водители просто заготавливали деньги на то, чтобы дать на лапу и ехать дальше, то теперь этот метод работать перестал. В межрегиональном управлении государственного дорожного надзора по Астраханской области устроили маски-шоу с задержанием руководителя и нескольких инспекторов за повальную коррупцию.
Чтобы бороться с коррупцией, разбитыми дорогами и обваленными мостами в стране запускают автоматическую систему весо-габаритного контроля. Сейчас пунктов контроля установлено 28, а к 2024 их должно быть 387. Система позволит отслеживать перегруженные грузовики на каждой федеральной трассе и штрафовать недобросовестных перевозчиков. К чему приведёт запуск этой системы:
Будет меньше аварий
В 2016 году автокатастрофа в Дагестане забрала жизни 9 человек, ещё 26 человек, в том числе дети, пострадали. От «КамАЗа» оторвался прицеп с картофелем и влетел в автобус. Водителя грузовика перед аварией задерживали на пункте весового контроля и составляли протокол о нарушении, но он от лишнего груза не избавился.
Ещё 9 жизней забрала авария на трассе М-5 в Башкирии. Грузовик при установленных 44 тоннах весил вместе с грузом 70 тонн. При этом в накладной на щебень было указано 45 тонн. Водителю грузовика предъявили обвинение по статье 264 УК РФ «Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть более двух человек», по этой статье максимальный срок составляет 7 лет.
Автоматический контроль снизит количество аварий из-за отказа тормозов, лопнувших покрышек, отрывов и заваливаний прицепов набок, которые случаются из-за перегруза фур.
Больше работы у дальнобойщиков
На юридических форумах полно вопросов, связанных неправильно оформленными документами. Грузоотправитель может выписать документы на 5 тонн груза, а заявку на 8 тонн, тем самым подставляя перевозчика под штраф.
Также есть вопросы от водителей, которых их работодатель заставляет оплачивать штрафы за перегруз. Мотивируют не имеющими юридической силы «внутренними приказами», в которых заявлено, что «водитель обязан объезжать данную весовую». Подобные приказы нигде, кроме как внутри компании, показать нельзя.
Автоматическая система заставит грузоотправителей и компании-перевозчики либо уменьшать груз, либо давать работу двум машинам вместо одной – или трём машины, тут уже зависит от наглости, с которой они раньше работали.
Так рынок становится «белым», рейсов становится больше и уравниваются условия для разных игроков.
Реже обрушения мостов и капремонт дорог
В Воронежской области в ноябре 2018 обрушился автомобильный мост через реку Савала. В тот момент по нему ехали две грузовые машины – нагрузка оказалась слишком сильной. Пострадали шесть человек.
В октябре обрушился мост, проходящий над Транссибирской магистралью – в городе Свободный, Амурская область. Движение по магистрали было прервано. Водителю повезло – он получи только перелом ноги.
И ещё один показательный случай произошёл в Мордовии, где грузовик, несмотря на знак ограничения в 3 тонны, обрушил мост в октябре 2018 года. Глава республики после этого заявил, что за обрушение ответит компания-владелец большегруза. Также он отметил, что мосты раньше строились из расчёта грузовиков в 10 тонн, а сейчас по ним же автомобили перевозят 40 – 60 тонн.
Если говорить о дорогах, то можно отдельно отметить трассу М4 «Дон». Главная курортная трасса постоянно оккупирована ГК «Автодор» и ремонтируется, хотя её строили с учётом всех современных требований. Причём другой участок той же трассы, от Москвы до Воронежа, в ремонте не нуждается. Причина – зерновозы, водители которых «благодаря» сплочённости и взаимовыручке объезжают пункты весового контроля или ждут, пока они закроются, и убивают дорогу.
Введение полностью автоматической системы позволит избежать этого беспредела. Реже трассам будет нужен капремонт, а мосты перестанут падать, забирая с собой жизни людей. А за ремонтные работы будут платить нарушители, а не все сразу, включая добросовестных водителей и компании.