Лариса МИХАЙЛОВА
Газета «Истоки» регулярно помещает материалы о выставках, музыкальных вечерах в Уфе, предваряя сообщения интересной информацией и серией фотографий.
В конце апреля «Истоки» анонсировали концерт уфимской пианистки, заслуженной артистки Республики Башкортостан Евгении Пупковой. Выступление состоялось в концертном зале Уфимского училища искусств (колледжа).
Имя Евгении Пупковой давно известно уфимцам — любителям классической и современной авангардной музыки. Виртуозный исполнитель, Пупкова составляет свои программы из классических шедевров фортепианной музыки, редко включаемых в программы других пианистов. Евгения Григорьевна концертирует с 1964 года.
На последней встрече со зрителем была заявлена программа из сочинений Д. Скарлатти, Н. Сабитова и Б. Бартока. Скомпонованная из сложных для музыканта произведений, программа и от слушателей требовала повышенного внимания.
Услышать в одном концерте 13 сонат (из пятисот пятидесяти) одного композитора — значит попытаться вникнуть в суть его творчества. Высокая техническая сложность сонат Скарлатти не заслонила индивидуального зрительского восприятия, и строй звуков вызывал образы, порожденные личной фантазией каждого. У активного слушателя возникали то размышления, то приходила грусть, сменявшаяся восторгом.
По клавиатуре с молниеносной быстротой рассыпались ноты, мощное форте чередовалось с пиано, которое было как легкое дыхание, как дуновение ветерка, словно именно они касались клавиш, а не пальцы пианистки. Немецкий рояль Steinuay Sons был полностью подвластен исполнителю. Моментами казалось, что игра идет в четыре руки.
Прелюдии Наримана Сабитова, наполненные лиризмом или жизнерадостностью, уводили в воображаемые степи, доносили цокот копыт.
Творения Бела Бартока несомненно доступны исполнителю опытному. В сочетании звуков его произведений заложена смена созидания и разрушения, в пьесах «Микрокосмоса» идет ускорение темпа, нарастание исполнительской сложности и лишь физически и эмоционально выносливый музыкант способен передать замысел композитора.
Уже после концерта, прочитав в Интернете статьи о Пупковой, как о талантливом музыканте, захотелось отмотать время назад и попасть на ее прежние (увы, неповторимые) концерты, где звучали Оливье Мессиан, Алемдар Караманов, Пьер Булез. В связи с высокой сложностью за исполнение произведений этих композиторов берутся не все пианисты, а Евгения Григорьевна готовила по ним двухчасовые выступления. К счастью, 44 программы записаны и доступны для прослушивания на сайте www.pupkova.ru.
Состоявшийся очередной концерт 2016 года был посвящен памяти канадского пианиста Глена Гульда и советской пианистки Марии Юдиной, которые считаются легендарными исполнителями произведений Баха. Как пояснила сама Евгения Григорьевна,
увлеченность Гульда немецким композитором и виртуозное исполнение его произведений «привили мне любовь к Баху».
Что касается Марии Юдиной, то для Евгении Григорьевны настолько значимы профессионализм и личностные качества Марии Вениаминовны, что после ее ухода из жизни (1970 г.) Пупкова «приняла эстафету» от великой пианистки.
В последующем Евгения Пупкова выполнила 13 баховских программ, включая «Искусство фуги» (20 фуг).
На состоявшемся концерте Евгения Григорьевна познакомила аудиторию с редко исполняемыми произведениями признанных авторов и с творческой судьбой пианистов мирового уровня, с последними ее роднят и талантливость, и преданность музыке, и самоотверженность.
Невольно возникает вопрос: почему в Уфе столь редки уникальные концерты Евгении Пупковой и даже намеченные широко не афишируются? Как следствие, для многих уфимцев творчество талантливого земляка остается по этой причине недоступным. Между тем, Евгения Пупкова в течение 53-х лет в своем родном городе ежегодно дает бесплатные концерты, но и при свободном входе иногда залы остаются пустыми. Это, как правило, не сокращает продолжительность концерта, не убавляет энергетические затраты солирующего пианиста.
На минувшем концерте эмоциональное слияние с исполнителем было таково, что немногочисленные зрители выразили благодарность не только традиционными аплодисментами и цветами, но и непосредственным общением на самой сцене, которая после выступления уже принадлежала не только замечательной пианистке современности Евгении Пупковой, но и ее верным зрителям, репортерам, фотографам.