Один из удивительнейших случаев произошел во время восьмидесятилетней войны, или как её называют Голландская война за независимость, когда северные испанские провинции - Нидерланды объявили себя независимым государством.
Шел 1585 год, война шла уже 20 лет с переходящим успехом. Основная часть страны была под контролем повстанцев, но испанцы контролировали некоторые крупные города, например Антверпен, уже тогда бывший не последним торговым городом с отличным портом. Однако военные действия прекращались с наступлением холодов и уходом солдат на зимние квартиры, где они могли этот самый холод переждать и подготовившись начать весеннюю компанию.
Один из отрядов под командованием Франсиско де Бобадильи числом в 5000 человек 20 ноября 1585 года направился на остров Боммелервард, где планировал перезимовать, так как там было довольно много ферм и провизии должно было хватить. Однако голландские фермеры, не желая кормить врагов заранее ушли, прихватив с собой весь свой скот. Испанцы постояли некоторое время и уже хотели найти себе новое место для зимовки, как на море показался голландский флот в составе 100 судов. Испанцы попытались уйти от них, через реку Маас, но путь дальше был отрезан и тщательно охранялся повстанцами.
Ситуация для испанцев оказалась критическая, путь был отрезан, провизии почти не было, а войска другого испанского генерала Карла фон Мансфельда, занявшие окрестности Хертогенбоса, куда и стремился Бомбадильи, не смогли пробиться через голландский заслон.
Голландцы были не дураками и не горели желанием сразиться с отличными испанскими войсками, которые наводили страх на всех врагов испанской короны, а потому решили взять отряд Франсиско де Бобадильи измором, однако перед этим послав тому предложение о почётной капитуляции. Испанцы не были бы сами собой, если бы не показали своё бесстрашие – на предложение о сдаче Франсиско де Бобадильи ответил: «Испанские солдаты предпочитают смерть бесчестью. Возможно, мы поговорим о капитуляции после смерти». На что голландцы пожали плечами и стали дальше посматривать на отряд противника с палуб своих кораблей, изредка паля из корабельных пушек.
Местность вокруг сильно затопило, так как голландцы вскрыли плотины, и солдаты отошли к самой высокой части острова — Эмпельскому холму, где стояла церковь. Бобадилья приказал рыть круговые траншеи, опасаясь речного десанта, на что пехотинцы мрачно шутили: «Мы роем свои собственные могилы».
И вот тогда, во время рытья окопов, один солдат выкопал икону, изображающую Непорочное зачатие Девы Марии. Это уже подняло бы боевой дух против голландцев, которые будучи протестантами, были и иконоборцами, отвергающими иконы. Однако все карты сложились ещё более удивительно, ведь следующий день – 8 декабря был церковным праздником непорочного зачатия Девы Марии. Испанский главнокомандующий объявил это знаком свыше и приказал провести крёстный ход, что укрепило боевой дух солдат и оставило их в ожидании чуда. И чудо свершилось.
Ночью ударил мороз, настолько сильный, что лёд сковал реки. Лёд был настолько толстым, что голландский флот вмёрз в толщу льда. До сих пор непонятно как такое произошло, так как такая погода не характерна для данного региона.
Испанцы не могли упустить такую удачу и пошли на прорыв прямо по льду, попутно захватывая вражеские корабли и редкие заставы. В итоге они вышли из отчаянного окружения почти не получив потерь и потрепав голландцев.
Голландский командующий Филипп Гогенлоэ с досадой сказал: «Похоже, бог сегодня на стороне испанцев!»
Есть вопрос - а как икона попала в землю? Скорей всего ее в свое время закопали голландские католики, опасаясь рейда протестантов. Из таких случайностей и состоит история.