Найти тему
Postcriticism

Скользя во тьме: 11 малоизвестных фильмов о диссоциативных расстройствах

Оглавление

Во многих фильмах герои съезжают с катушек под воздействием стрессовой ситуации или травмы детства, из-за мучимого чувство вины или по причине кризисных отношений с близкими. Причин, которые толкают в пограничье между сознательным и бессознательным, порождающих всякого рода диссоциативные расстройства, может быть множество. Главное, чтобы они происходили не с нами, желательно на больших и малых экранах и, по возможности, с вымышленными персонажами. Рассказчики в таких историях, как правило, ненадёжные, а манера сценарно-визуальной подачи умышленно обманчива. Но в такой таинственности и самая прелесть, а если ещё зрелище выглядит психологически-достоверным, то просмотр обещает быть не только развлекательным, но и познавательным.

Ниже приведена в хронологическом порядке соответствующая тематическая подборка фильмов – не слишком известных, но внимания заслуживающих.

Преподаватель колледжа Эд обеспокоен тем, что его жена Ева не вернулась вечером домой. Он обращается в полицию. Поиски Евы начинаются, идут дни, а Эд никак не может собрать себя, чтобы пойти на работу или хотя бы нормально выспаться. Периодически его посещают жуткие видения. Роль Эда – одна из лучших в карьере известного актёра Джеффа Дэниелса, при этом до странности малоизвестная, как и сам этот атмосферный и напряжённый фильм, пространство которого не выходит за рамки дома главного героя. Замечательный пример кинематографического минимализма с ярко-выраженным приматом сценария, который, впрочем, не подавляет прочие достоинства картины.

Море Солтона (2001)

-2

Имя режиссёра Ди Джея Карузо мало кому известно, несмотря на популярность его дурацких триллеров средней руки вроде «Паранойи» и «Забирая жизни». Однако полнометражным дебютом режиссёра было «Море Солтона» – шикарная параноидальная криминально-детективная драма, где свою лучшую роль сыграл Вэл Килмер. Более Карузо никогда до такого художественного уровня не поднимался. По сюжету, Том Ван Аллен, страдающий из-за убийства любимой жены, опускается на самое дно, становясь наркоманом и полицейским стукачом с именем Дэнни Паркер. Но это на первый взгляд. Возможно, у героя есть свои причины вести себя именно так, но в стремлении к убедительности своего маргинального образа он начинает «скользить во тьме», с трудом уже отличая, где реальное, а где воображаемое, когда он Том, а когда Дэнни, и существует ли вообще это разделение. По настроению этот фильм с оригинальным сценарием куда ближе к роману «Помутнение» Филиппа Дика, чем его буквальная экранизация Ричарда Линклейтера.

Незваный гость (2004)

-3

Поздним вечером в двери Феликса звонит пожилой незнакомец и просит воспользоваться его телефоном, т.к. таксофон на улице не работает. Когда хозяин дома возвращается в комнату, где оставил визитёра для звонка, того уже нет. И это странно. Потому что из дома никто не выходил и, как оказалось, таксофон в порядке. Дом же большой и изощрённый по количеству закутков: сам Феликс, будучи архитектором, его таким сделал. Но теперь герой нервничает, ему кажется, будто незнакомец живёт где-то в доме, пользуется его ванной, его едой и угрожает его жизни. Нервозность усиливается ещё и переживаниями из-за разрыва с любимой женщиной.

Сюжет этого мощного фильма (далеко выходящего по своим достоинствам за пределы любой жанровой идентификации) преподносит множество сюрпризов и неожиданную развязку. Но завораживает работа Гильема Моралеса, в первую очередь, тем как плавно и ненавязчиво предметное объективистское пространство истории оборачивается субъектной проекцией и сочной метафорикой при визуализации импульсов подсознательного.

Определитель (2005)

-4

Николь рассталась со своим бойфендом, ей плохо, она звонит среди ночи поплакаться маме , но умудряется поссориться и с ней. Николь перезванивает маме, чтобы извиниться, но набирает не те цифры и сразу кладёт трубку. Но телефонный аппарат успеет запомнить  неизвестный номер, а позже ей перезвонит мужчина… по всей видимости, серийный убийца. Хотя название «Определитель» тоже вполне подходит этому захватывающему фильму, оригинальное «Long Distance» более точно передаёт тревожность и панику, которой пропитана эта мастерская шизофреническая драма. Дистанция между жертвой и охотником, действительно, по началу будет длинной и недостижимой, но с каждой минутой она начнёт сокращаться, чтобы в итоге привести ситуацию к закономерному концу – или же вернуть её в самое начало. Единственная на сегодняшний день работа Маркуса Штерна из тех триллеров, которые всё равно интересно смотреть, даже догадываясь, чем всё закончится.

Чёрный ящик (2005)

-5

В каждом живут три человека: тот, кем тебе хочется быть; тот, кем ты себе кажешься, и тот, кто ты есть на самом деле. Двух первых ты знаешь хорошо, а третьего не знаешь совсем – это и есть твой чёрный ящик. Артюр Селигман буквально подойдёт к разбору смысла этих туманных измышлений и с неутомимым упорством будет копаться в своём подсознании (чёрном ящике), пока не докопается до ядра собственной личности. Но как бы истина, к которой он, как думает, движется, не обернулась нескончаемой лентой Мебиуса. Удачная экранизация новеллы популярного писателя Тонино Бенаквисты, в которой процесс поиска правды много важнее конечного результата.

Тёмные углы (2006)

-6

У Сьюзен есть хорошая работа, лучшая подруга и любящий муж. Тона ее жизни светлые и мягкие, как и её белые волосы. Карен же брюнетка, работает в похоронной конторе, она одинока, её окружают страшные люди, в мире её всегда темнота. Когда засыпает одна из девушек, пробуждается другая. В какой-то момент обе реальности начинают проникать друг в друга. В дополнение ко всему в обоих мирах существует мужчина в капюшоне, убивающий девушек. И Карен, и Сьюзен с успехом воплощает Тора Бёрч. Триллер Рэя Гауэра – вариация на тему двойничества, расположенная в диапазоне от  новелл Эдгара По до фильмов Дэвида Линча. Но сей универсальный смысловой ключ является лишь одной из сторон этого неожиданного по исходу фильма.

Апофеоз (2007)

-7

День сорокалетия Джорджа. Ему снится красочный сон, в котором он падает с неба. Вечером будет торжество, торт со свечами, поздравления друзей и близких и коллективная фотография, имитирующая «Тайную вечерю». Одну свечу придётся задувать отдельно. Придётся пить слабительное для незначительной медицинской процедуры. Потом снова забытьё от анестезии, а после него – самый настоящий в своей обыденности оживший кошмар то ли вследствие медицинской ошибки, то ли из-за предательства родных, то ли ещё по какой причине. Так или иначе, но с больничной койки Джордж встанет не скоро и ещё вдоволь поразмышляет над словами: “Если во сне падаешь, то лучше проснуться до того как упадёшь, иначе умрёшь наяву”.

Режиссёрский дебют продюсера «Маллхолланд Драйв» Тони Крантца отличается впечатляющим психоделическим безумием и неоднозначностью трактовок. Следующие две работы Крантца доказали, что в режиссуре он человек не случайный и ни разу не является эпигоном Дэвида Линча. «Апофеоз» – оригинальное творение с нестандартной манерой повествования, плюс ко всему – настоящий подарок любителям психологических головоломок.

Кортекс (2008)

-8

Ветеран французского кино Андре Дюссолье в сильной детективной драме Николаса Бухрифа – автора яркого криминального триллера «Инкассатор».

Шарль Бойер – комиссар полиции в отставке. Сын кладёт его в лечебницу, потому что у отца болезнь Альцгеймера. Бывший полицейский с трудом может запомнить имена других больных, лица врачей или подробности жизни сына, зато он, благодаря чутью сыщика, прослеживает связь между частыми и странными смертями пациентов, видя в этом злой умысел кого-то из администрации клиники. Бойер проводит собственное расследование, не желая быть следующей жертвой. Действительно ли происходят убийства или это только неадекватная реакция повреждённой коры головного мозга (кортекса) старика, станет известно лишь в самом конце.

Истории призраков (2017)

-9

Профессор Гудман не верит в сверхъестественное и не верит людям, утверждающим, будто сверхъестественное существует. Он таких людей разоблачает – в этом его работа. Более того, в этом его призвание, ведь Гудман за правое дело болеет всей душой. Но вот однажды в его руки попадают три загадочных случая, в которых есть место необъяснимому, и Гудману предстоит пройти по черте между реальным и ирреальным, чтобы ответить для себя: всё ли является тем, чем кажется, или же есть в природе явления, неподвластные рациональному разуму.

Фильм старомодный, простой по исполнению, как бы состоящий из нескольких новелл, напоминающий мистические альманахи на мотив «Калейдоскопа ужасов», популярные в 80-е и 90-е. Тем не менее, финальные выводы столь же внезапно (сколь же и изящно) обнаруживают его рациональную психоаналитическую природу.

На грани безумия (2017)

-10

«Spinning Man» – это, разумеется, и близко не «на грани безумия», однако локализованное название не противоречит содержанию. Преподаватель философии Эван Бёрч, действительно, оказывается близок к сумасшествию, пытаясь восстановить события, произошедшие с ним в последние несколько дней. Но хронология упорно не конструируется, и, что хуже, она смешивается с давними воспоминаниями, да ещё и корректируется чистым творчеством предательского воображения, планомерно подводящего Бёрча к самым страшным догадкам о своём «я».

Гай Пирс, казалось бы, повторяет один из своих фирменных образов – роль из «Помни» Кристофера Нолана, человека, выпавшего из релевантного поля пространственно-временной взаимосвязи. Но фильмы всё-таки совсем разные, как по жанровому вектору, так и по художественным задачам. И Пирс здесь играет по иному, но так же отлично. Атмосфера «вращающейся» реальности из перепутанных и выдуманных фактов передана превосходно не только сквозь призму «безумия» главного героя, но и в соотношении со сторонней точкой зрения его окружения.

Чистый лист (2017)

-11

И, напоследок, одиннадцатым номером, сериал. Без них нынче никуда. Девятисерийная «Tabula Rasa» обладает всеми отличительными особенностями современных качественных телевизионных длинных историй: увлекательный сюжет, нелинейный повествовательный язык, яркая образная система, грамотно прописанные персонажи, добротная актёрская игра и, конечно же, неожиданные сюжетные повороты. «Чистый лист», рассказывающий о молодой женщине, очнувшейся в психиатрической клинике с амнезией, балансирует на грани хоррора, детектива, триллера, психологической и социальной драм. Снято в Бельгии. Практически нет сомнений, что последуют ремейки в США и, возможно, в других странах. Особое внимание стоит уделить роскошному опенингу. Подобно паззлу, заставка вводит зрителя в психическое состояние героини, пытающейся из элементов фрагментированной памяти сложить воедино все произошедшее за последние месяцы и, возможно, спасти человеческую жизнь.

Игры разума человеческого, что непрерывный карнавал душ, суть коего – кружение, размытость ориентиров, расщепление личности, потеря идентификации. Порой возникает стремление поступить вопреки здравому смыслу и под покровом ночи сесть в машину и помчаться, не оглядываясь, по шоссе в никуда, чтобы постичь иные грани своей личности, но голос где-то внутри нашей памяти шепчет: останься, помни имя своё, не выходи за границы треугольника спокойствия… И мы сдерживаем себя, чувствуя подсознательно, что дорога эта если не столкнёт с пьяным машинистом, если не сбросит с обрыва на Маллхолланд Драйв, то доведёт до острова проклятых, где люди в белых халатах закутают нас в специальный пиджак и отправят в морг. И всё, что останется – это скитаться меж звёзд и бесчисленных реинкарнаций, пытаясь понять, как же мы оказались в столь неудобном положении. А куда заведут эти блуждания по лестнице Иакова среди теней двуличных любовников и любовниц, кто знает. Но рано или поздно придётся осознать элементарное: твой главный враг – ты сам…

Автор: Армен Абрамян

Не забудьте подписаться на наш канал. Больше материалов вы найдете в социальных сетях: "ВКонтакте", Telegram, Facebook и Twitter.