Найти тему

Эпиктет

Эпиктет (50 – 125гг) раб и мудрец – такими социальными статусами обладал человек, привезенный в рим, а точнее будет написать в Рим, из малой Азии, и купленный телохранителем Тогдашнего правителя Нерона.

Мудрость Эпиктета можно проиллюстрировать событием из его жизни, в котором он терпеливо наблюдал как хозяин бил его палкой по ноге, и сделал разумное замечание «ты ее вот вот сломаешь», а когда неосторожный покровитель таки сделал это, Эпиктет произнес – «вот видишь, я же тебя предупреждал».

«Терпи и воздерживайся» - такого утверждения придерживался Эпиктет, и возможно благодаря ему эта фраза стала обще используемой в масштабах относительно разумной части человечества, на протяжении всех веков включая настоящий. «Терпила» - вытерев губы после глотка пива, мог бы сказать малообразованный обыватель спальных районов современной России, но Эпиктет, скорее всего, под выше цитируемой фразой подразумевал терпение и воздержание от различных пороков и действий кратковременное немедленное удовольствие, но впоследствии разрушающих человека физически или психологически, а не слабое подчинение воле обстоятельств которые в силе изменить.

Про обстоятельства, которые человеку менять не дано, Эпиктет, подобно Шекспиру, живущему много позже Римского сообразительного раба, высказался следующим образом: «Подумай о том, что ты являешься актером в драме и должен играть роль, предназначенную тебе поэтом, будь она велика или мала… Твое дело – хорошо исполнить возложенную на тебя роль; выбор же роли дело другого».

-2

«Состояние и свойство невежды есть никогда от себя самого, не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей. Состояние и свойство Философа есть всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя» - высказывание, не требующее комментариев.

Эпиктет получил свободу, когда казнили автора перелома его ноги, и по совместительству его хозяина, как пособника Нерона. Бывший раб сам не излагал свои мысли на бумаге, за него это позже сделал Флавий Арриан, современник Марка Антония.

Мудрец воспроизвел в слова великую, фундаментальную, но не принимаемую во внимание человеком суть: «Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты – сын божий?»