В Минске состоялся мастер-класс Евгении Локтионовой «Управление торговым центром: реконцепция, реконструкция или косметический ремонт». Евгения имеет опыт управления более 10 торговыми центрами в Украине, в том числе ТРЦ Ocean Plaza (GBA 165 000 m2), ТРЦ Lavina Mall (140 000 m2), ТРЦ Mega Mall (GBA 55 000 m2) и других.
Как заполнить вакантные площади в торговом центре, как отслеживать якорного арендатора, какие показатели необходимо мониторить, рассказала Евгения Локтионова белорусским коллегам.
Управление объектом недвижимости – реализация целей и задач собственника объекта, владельца. Важно узнать, что на самом деле хочет собственник. Не всегда получение дохода может быть единственной задачей.
СУЩЕСТВУЕТ 3 РАЗНЫХ ЦЕЛИ СОБСТВЕННИКА:
Слайд из презентации Евгении Локтионовой
Когда начинается управление объектом недвижимости?
На этапе проектирования торгового центра – идеальный вариант. Зачастую, в начале рисуют концепцию, но забывают о главном факторе – размере города, реальных арендаторах и их потребностях в площадях. Рисунки без живых арендаторов – это просто рисунки.
Если есть ошибки в проектировании до открытия торгового центра – меняйте перегородки и стекло. Не нужно заниматься самообманом – надо спрашивать у арендаторов, какие площади им нужны, какой метраж.
Чтобы торговый центр был постоянно новым – надо менять расположение арендаторов, особенно в общепите.
О якорном арендаторе
Также важно отслеживать основного якорного арендатора, так как он может генерить покупателей, которые ничего не покупают в других магазинах, а сам якорь платит минимально, у него долгосрочный контракт с торговым центром. Слабый якорь не выполняет своего назначения – генерить трафик для всего торгового центра. Проверяйте, не стал ли якорь для Вас финансовой ловушкой.
Что делать? Предусмотреть в контракте с якорем минимальный товарооборот (процент от которого получает торговый центр, помимо фиксированной ставки), а если указанного в договоре товарооборота нет – то замена размера площади якоря, дополнительные штрафы.
Контроль 5 показателей торгового центра
- Посещаемость. Необходимо сравнивать год к году, месяц к месяцу. Исследовать трафик необходимо не только количественно, но и качественно
- Товарооборот арендаторов
- Маркетинговые доходы
- Вакантность площадей
- Маркетинговые издержки арендаторов
Оценка работы арендаторов – основная задача управляющего торговым центром.
Основная реконцепция – поменяйте арендаторов.
О вакантности в торговом центре
Нельзя делать замену арендатора с вакантностью в торговом центре.
Вакантность нужно закрыть всеми способами: резать торговую площадь, предоставлять, сдавать за оплату коммунальных услуг.
Если Вы приняли решение о расторжении договора с текущим арендатором, необходимо понимать:
- насколько высока вакантность;
- есть ли потенциальные арендаторы;
- есть ли лист ожидания.
Нулевая или стремящаяся к нулю вакантность – основной показатель эффективности торгового центра.