До того, как я впервые встала во главу собачьей упряжки, я работала телеведущей. Не правда-ли, кардинальные перемены! Ветер, мороз, холодное зимнее солнце сменили софиты и гримеров, суфлеры и деловые костюмы.
Как работает упряжка я знала только в теории. На практике все оказалось куда сложнее. Но самое первое и главное правило: никогда не отпускать упряжку - мне вбили в голову очень прочно!
Почему?
Собаки связаны между собой особым образом, так, чтобы никто не мог нарушить порядок и пойти в сторону нюхать кустики на полном ходу. А это - 35-45км/с! Если упряжка лишается каюра, нарта теряет управление, вес, а собаки- начинают ускоряться. Тормозов нет, вектора движения - тоже. Собаки запутаются в постромках (веревки, которые держат собак), а те, кто не запутался - продолжат бежать, нанося увечия товарищу. В конце концов, они могут подраться, а без присутствия человека в хаосе из постромок, карабинов, 6-12 собак точно будут жертвы.
Итак, теперь про мой первый случай, когда знания, полученные на семинарах и из книг - мне пригодились. Была очень рыхлая трасса. Свежий снег искрился и был такой пушистый, что рассыпался в руках, словно невесомое облако. Трещал мороз. Собаки как обезумевшие рвались в упряжку, наспех просовывая морды в свои шлейки. Стояла суета и оглушительный лай.
Собрали мы большую весёлую восьмёрку, посадили в нарту мальчика лет 10-ти. И побежали! Скорость, трескучий мороз и сильные, скучавшие по бегу, ездовые псы несли нас по лесной дорожке в поле. Нарты шли легко - пассажир не тяжёлый, да и во мне веса не очень много.
Ездовая собака может везти 2 своих веса, т.е. грузоподъемность нашей упряжки из 8 собак, каждая весом 25кг в среднем, будет равна 400 кг. Мой вес 55кг, 30кг пассажир, ещё 70кг - большая деревянная нарта. Итого 155кг.
Поскольку мы для собак были слишком лёгкими, нарту по рыхлому снегу здорово занесло, ударив об берёзу. Боковой стойкой, куда крепится якорь.
Якорь - это система экстренного торможения и остановки. Он крепится тросом к амортизатору, и закрепляется на боковой стойке справа, чтобы каюр мог быстро снять его и воткнуть в снег. Его ещё называют "Межвежий коготь", штука острая и тяжёлая.
Вот этот самый якорь и спас ситуацию. Он от удара вылетел из крепления. Я - тоже не удержалась на нарте. Успела только схватиться за его ручку. Дальше было весело: еду я на животе, снег рыхлый, якорь зацепиться не может. Под снегом -лёд. Одна надежда на собак: пытаюсь остановить их командой, но первые собаки, которые должны принять это решение и остановить команду - от меня в 20-им метрах. Просто не слышат. А может я просто толком ничего не могла сказать из-за снега, который был везде: в глазах, во рту)))
Как мне удалось забраться на нарту - до сих пор не понимаю! Но у меня получилось)) Притормозила собак, немножко пришла в себя, закрепила якорь в держателе и мы с новыми силами рванули вперед! Не скучно живем, однако!
Еще истории из нашей жизни:
История трех собак
Мохнатые няньки
Наше идеальное утро