Случай, рассказанный архимандритом Андреем (Конаносом)
Как-то мы с ребятами из одной школы отправились на экскурсию и по дороге остановились в монастыре. Здесь нас всюду сопровождал монах, и вот один из ребят спросил его:
- У вас здесь нет телевизора?
- Нет, - ответил монах.
Получилось очень смешно: в тот момент мы находились в главном соборе монастыря, монах рассказывал нам о храме, об обители, кругом царило умиротворение, и тут вдруг такой вопрос. Только ребенок, с его простотой, искренностью и невинностью, мог в такой момент спросить: «У вас нет телевизора? Вы никогда не смотрите телевизор?»
- Неужели вам никогда не хочется? – продолжал спрашивать мальчик. – Как вам не скучно без него?
- Почему же нам должно быть скучно?
Монах ответил вопросом на вопрос, имея в виду следующее. «Я занимаюсь тем, что люблю. Мне хочется так жить, и я живу, потому что знаю, для чего это. Вместо телевизора я смотрю на Христа, обращаясь к Нему в своей молитве. И глаза мои, вместо того, чтобы соблазняться увиденным по телевизору, наполняются слезами, и это прекрасно. Слезы в молитве – самые сладкие. Знаешь ли ты их вкус? Нет? Нам, монахам, тоже не понять мирской жизни. «Как можно так жить? – недоумеваем мы. – Это же так трудно – постоянное напряжение, стресс…» В монашестве никто ни на кого не давит, никогда. Мы сами выбрали такую жизнь, а поскольку наш выбор – добровольный, то нам всё это в радость и наслаждение».
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"