Завершаем 2018 год картиной Бориса Кустодиева «Ёлочный базар» (иногда встречается название «Ёлочный торг» или даже «Рождественский рынок»). В этом шедевре замечательного много: и настроение безудержного предрождественского веселья (не забудем, что в России в последнюю неделю перед Рождеством строгий пост, но разве кто-то запретит людям веселиться, выбирая на морозе ёлку и другие товары к скорому празднику?), и люди из разных слоёв общества, сошедшиеся на базаре (фигурки маленькие, написанные несколькими мазками, но у каждого из персонажей переднего плана – свой характер), и многоплановость (как теперь сказали бы, 3D-эффект, когда явно различимы несколько планов на разном удалении от зрителя).
Но самое удивительное на этом полотне – собор, очертания которого едва проступают в морозной дымке. За этот собор, написанный с не меньшим мастерством, чем виды Руанского собора Клода Моне, и за эту дымку, в изображении которой Кустодиев уж во всяком случае не уступает тому же Клоду Моне, писавшему туман над Темзой, русского гения века модерна однажды и назвали «русским Моне». Впрочем, Кустодиев только усмехнулся, мол, у нас и Пушкина с Шекспиром сравнивали.
На этой мудрой шутке Бориса Кустодиева мы прощаемся с вами до встречи в Новом году, но не упустим случая напомнить и знаменитые серии Клода Моне «Руанский собор» и «Лондон, Темза, здание Парламента».
Хорошего Нового года!
Иллюстрация 1: Борис Кустодиев. Ёлочный базар. 1918. Масло, холст. 98х98 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар, Россия.
Иллюстрация 2: Клод Моне. Руанский собор, фасад, эффект утра. 1892-1894. Масло, холст. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
Иллюстрация 3: Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне, здание Парламента. 1904. Масло, холст. 82х92 см. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия.