Найти тему
EA Culture

Ёлочный базар

Борис Кустодиев. Ёлочный базар. 1918. Масло, холст. 98х98 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар, Россия
Борис Кустодиев. Ёлочный базар. 1918. Масло, холст. 98х98 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар, Россия

Завершаем 2018 год картиной Бориса Кустодиева «Ёлочный базар» (иногда встречается название «Ёлочный торг» или даже «Рождественский рынок»). В этом шедевре замечательного много: и настроение безудержного предрождественского веселья (не забудем, что в России в последнюю неделю перед Рождеством строгий пост, но разве кто-то запретит людям веселиться, выбирая на морозе ёлку и другие товары к скорому празднику?), и люди из разных слоёв общества, сошедшиеся на базаре (фигурки маленькие, написанные несколькими мазками, но у каждого из персонажей переднего плана – свой характер), и многоплановость (как теперь сказали бы, 3D-эффект, когда явно различимы несколько планов на разном удалении от зрителя).

Клод Моне. Руанский собор, фасад, эффект утра. 1892-1894. Масло, холст. Музей Фолькванг, Эссен, Германия
Клод Моне. Руанский собор, фасад, эффект утра. 1892-1894. Масло, холст. Музей Фолькванг, Эссен, Германия

Но самое удивительное на этом полотне – собор, очертания которого едва проступают в морозной дымке. За этот собор, написанный с не меньшим мастерством, чем виды Руанского собора Клода Моне, и за эту дымку, в изображении которой Кустодиев уж во всяком случае не уступает тому же Клоду Моне, писавшему туман над Темзой, русского гения века модерна однажды и назвали «русским Моне». Впрочем, Кустодиев только усмехнулся, мол, у нас и Пушкина с Шекспиром сравнивали.

Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне, здание Парламента. 1904. Масло, холст. 82х92 см. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия
Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне, здание Парламента. 1904. Масло, холст. 82х92 см. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия

На этой мудрой шутке Бориса Кустодиева мы прощаемся с вами до встречи в Новом году, но не упустим случая напомнить и знаменитые серии Клода Моне «Руанский собор» и «Лондон, Темза, здание Парламента».

Хорошего Нового года!

Иллюстрация 1: Борис Кустодиев. Ёлочный базар. 1918. Масло, холст. 98х98 см. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар, Россия.

Иллюстрация 2: Клод Моне. Руанский собор, фасад, эффект утра. 1892-1894. Масло, холст. Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Иллюстрация 3: Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне, здание Парламента. 1904. Масло, холст. 82х92 см. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия.