Завершаем 2018 год картиной Бориса Кустодиева «Ёлочный базар» (иногда встречается название «Ёлочный торг» или даже «Рождественский рынок»). В этом шедевре замечательного много: и настроение безудержного предрождественского веселья (не забудем, что в России в последнюю неделю перед Рождеством строгий пост, но разве кто-то запретит людям веселиться, выбирая на морозе ёлку и другие товары к скорому празднику?), и люди из разных слоёв общества, сошедшиеся на базаре (фигурки маленькие, написанные несколькими мазками, но у каждого из персонажей переднего плана – свой характер), и многоплановость (как теперь сказали бы, 3D-эффект, когда явно различимы несколько планов на разном удалении от зрителя). Но самое удивительное на этом полотне – собор, очертания которого едва проступают в морозной дымке. За этот собор, написанный с не меньшим мастерством, чем виды Руанского собора Клода Моне, и за эту дымку, в изображении которой Кустодиев уж во всяком случае не уступает тому же Клоду Моне, писав