Посмотрел фильм «Необычный день» (1977) режиссера Этторе Скола. В главных ролях — Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Скола принадлежит к числу моих любимых режиссеров, и хотя он всегда будет в тени Феллини, я посмотрел все его фильмы и часто не по одному разу. При всей моей любви к британскому кино, этот мною любим по-особому. Наверно, из-за камерности: бóльшая часть фильма — это диалог Мастроянни и Лорен. Наблюдать за их игрой — вообще отдельное и ни с чем несравнимое удовольствие.
Действие фильма происходит в фашистской Италии. Одно это делает фильм как никогда актуальным для современной России. Мы переживаем практически это же время, и многие аналогии просто бросаются в глаза. Но дело не в фашизме России и не в аналогиях. Вернемся к фильму, хотя порассуждать, что нужно, пока не поздно, эмигрировать, похоже, актуально.
Показана жизнь простой домохозяйки Антоэннеты. Оскотинившийся муж, который ведет себя с ней, как с домашней прислугой. Основная сфера его интересов находится в публичном доме где, как говорит героиня, его знают лучше, чем на работе, потому что видят чаще. Интересно, имея дома под боком Софи Лорен… Ну не суть! Куча детей мал мала меньше… Хотя Лорен всегда Лорен, и хороша она необыкновенно. Все эти бельевые штуки и торчащие груди — всё это будоражит воображение. В британском кино такого точно не увидеть.
Рядом идет совсем другая жизнь. Интеллектуал и гомосексуалист Габриэль живет в одиночестве, и живет совсем иначе. Он слушает музыку, танцует, читает и пишет. Не ведет себя как скотина, и его потребности скорее в области духовности. Марчелло Мастроянни играет эту роль с непринужденностью человека, который, по сути, и не должен никого играть.
Казалось бы: что общего может быть у таких разных людей? Ничего. Но птичка, которая является для героини отдушиной, вылетает из клетки и прилетает к Габриэлю. Придя за птицей, героиня оказывается в другой жизни… в другом мире. В этом мире нет отношения к ней как к куску мяса — тут ее слушают и видят в ней человека. Ей больше не нужно для того, чтобы почувствовать свою значимость и ценность, сливаться в едином порыве с населением кричать «Хайль!». Муж и дети, освободившие ей личное пространство, ушли на парад в честь приезда к Муссолини его друга и вождя Гитлера, а она увидела, что может быть человеком.
У них случается короткий роман, нежный секс, и они чувствуют неизъяснимую любовь и чудесную близость, однако время не позволяет им быть вместе...
«Снова дрожат они, грезы бессильные, Бессильные грезы ненужной любви».
Вскоре к героине приходят дети и муж, а героя Мастроянни арестовывают и пока ссылают за гомосексуализм и диссидентство. Так и хочется сказать:
«Цезарь пьет, бабы прячут ребят —
Что грядет, никому непонятно».
Фильм очень хорош, один из моих любимых — я смотрю его часто. Точнее, я смотрю его всегда!