Найти тему
«Я — профессионал»

Интервью с Александром Третьяковым, «Татар.информ»

Команда олимпиады «Я – профессионал» пообщалась с  Александром Третьяковым, редактором информационного агентства «Татар.информ», который поделился с нами способами тренировки стажеров, рассказал, какие базовые навыки необходимы журналистам и почему много читать – это по-прежнему актуально.
Команда олимпиады «Я – профессионал» пообщалась с Александром Третьяковым, редактором информационного агентства «Татар.информ», который поделился с нами способами тренировки стажеров, рассказал, какие базовые навыки необходимы журналистам и почему много читать – это по-прежнему актуально.

– Расскажите, как лично вы проводите работу с новыми кадрами?

– К нам идет в основном молодежь, на это мы делаем ставку, а я занимаюсь отбором. Для нас важно дать возможность даже тем, у кого нет профильного образования.

– Какие вы даете возможности?

– На входе мы проверяем квалификацию. Например, у соискателя должна быть минимальная компьютерная грамотность и навык владения смартфоном.

– Неужели с этим возникают трудности?

– Да, бывает. Обычно мы формируем пул из 10-20 человек, которые проходят тестовое задание. Первое – написать мне сообщение, но оно с подвохом. Далее мы проверяем, имеет ли человек базовые навыки поиска и как он взаимодействует в группе. Тот, кто справляется с базовым тестированием, попадает на стажировку. Хитрость в том, что дается месяц на то, чтобы показать себя. То есть это не бесполезный период, который нужно просто переждать, а, напротив, время продемонстрировать свои сильные стороны.

– Вы даете какие-то серьезные задания или ждете, что стажер сам придет и начнет просить загрузить его работой?

– Мы направляем и тренируем новобранцев. Работа с ними начинается в 7 утра. Мы разбираем пресс-конференции, затем они занимаются расшифровками интервью, помогая штатным журналистам. Следом начинаются рерайты – это самое простое задание, но оно определяет, умеешь ли ты выхватывать смысл. К концу второй недели мы подталкиваем к самостоятельной работе: нужно выбрать мероприятие, посетить его и сделать репортаж по четкому техническому заданию.

В процессе стажировки человек проходит через все жанры и показывает, в чем его сильные стороны.

– Я правильно поняла, что во время стажировки нет распределения по отделам?

– Штатные журналисты могут многое не успевать, поэтому и новобранцы приходят к семи. Когда рабочий день начинается, новость может появиться, а ни у кого нет времени, и тогда «в поле» отправляют стажера, у него появляется шанс. Если он смог сделать материал, его сразу берут. Если не вышло, то появляется риск исключения, но в наших интересах способствовать развитию сотрудника, поэтому мы ему помогаем как можем.

-2

– Стажировка оплачивается?

– Да, и я считаю, что это очень круто, потому что, если к новичкам предъявить квалификационные требования, они вряд ли будут им соответствовать. Также у нас есть серьезные отборочные тесты, в рамках которых надо написать 10 текстов за 2,5 часа. Мы специально проверяли эти тесты на ребятах, и им требуется по два дня, чтобы все написать.

В качестве примера возьму публикацию о финансовых мультипликаторах, которая давно вышла у одного банка. Это большой аналитический доклад в 20 страниц. Его нужно понять и обработать, и на это дается максимум полчаса. То же тестирование мы пробовали на своих корреспондентах, они справляются, потому что понимают структуру и отработали этот навык.

– Как вы находите стажеров?

– У нас висит объявление, и периодически мы смотрим, кто откликается, берем на стажировку всех. Далее человек сам понимает, насколько он подходит для этой работы, в противном случае он может уйти сам. Журналистика – это то, что нужно любить, чем нужно гореть.

– Как оплачивается стажировка?

– Сколько человек заработал, такой гонорар и получает. Бывает по-разному, зависит от способностей. В первую неделю я сразу говорю, что, скорее всего, вам хватит только на обеды и проезд, а дальше все в ваших руках.

– К вам часто приходят профильные журналисты?

– Конкретно сейчас у нас два журналиста из КФУ работают, один стажируется. В моем отделе, например, один журналист, а все остальные политологи.

– Какие есть трудности при выстраивании коммуникации с молодыми людьми?

– Часто они не до конца понимают свою ситуацию: какие компетенции им нужны в реальной жизни, что они из себя представляют, насколько востребованы на рынке, какие к ним предъявляются требования. Например, мы берем всех, но по факту журналистика – это специфическая сфера, и если ты не проходил стажировки и практики, тебя никто не знает, то тебе будет сложно. Два года назад наше руководство сказало, что мы берем всех, но ведь у нас есть свои фильтры для соблюдения безопасности. Ведь журналист – это серьезно, потому что появляется доступ к сайту и эфиру, и чтобы человеку начали доверять, он пять лет учится, затем стажируется и практикуется, и его потихоньку запоминают.

– Какое, на ваш взгляд, у молодежи представление о рынке?

– Они убеждены, что им кто-то что-то должен. Я на своем опыте знаю, что такое «благотворительность»: ты два-три месяца бесплатно выполняешь задачи, только после этого тебя, возможно, берут, потому что ты справлялся. А мы мало того что учим, еще и платим за проделанную работу.

Также в них чувствуется инфантилизм. У нас недавно была неудачная отборная задача: девчонки нашли хорошее дело в арбитраже, мы увидели в подборке это дело и отдали им, потому что это их находка. После того как они туда съездили, написали плохой материал, и мы так удивились, начали говорить им, что это такой общественный резонанс, а они не понимают, как это важно и весомо. Тех, у кого в глазах нет огня, много.

– Опишите своего идеального соискателя.

– В этом вопросе я придерживаюсь той же позиции, что и Артемий Лебедев: идеальных соискателей быть не должно. Процесс поиска работы – это не профессиональная деятельность. Помните, он написал, что не нужно мастерски искать, нужно находить и работать.

А вообще, это должен быть любопытный человек с большим желанием обнаружить интересную информацию, раскопать ее. Также он должен уметь прислушиваться к наставлениям и выполнять задания.

– Поясните, пожалуйста.

– Например, у нас есть редакционное задание: нужно пойти на пресс-конференцию и задать вопрос определенным людям. Многие стажеры стесняются, не могут себя пересилить, но, если не задал вопрос, вылетаешь со стажировки.

-3

– Какая траектория развития после стажировки?

– На стажировке ты получаешь гонорары без оклада, затем попадаешь на трехмесячный испытательный срок с окладом и гонорарами, после чего можешь быть трудоустроен.

– Что бы вы посоветовали молодому поколению?

– Когда молодой журналист приходит в профессию, у него очень маленький опыт, даже у меня, когда за плечами 10-летний стаж, опыт не так велик. Нужно расширять кругозор, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, и в этом помогают книги.

Мой любимый пример – это когда стажеры приходят в суд, а там все очень скучно, что-то монотонно говорит прокурор, и они возвращаются и сообщают: «Там ничего не было». А если человек читал Кафку, он будет знать художественные средства выражения, какими можно описать увиденное, у него будут готовые образы.

Так что мой совет – читать как можно больше и не лениться. Это поможет.