Одна ключевая идея из книги экономиста Нассима Талеба «Шкура на кону»
В своей новой книге Талеб исследует вопрос ассиметрии риска — когда одни люди перекладывают свой риск на других — тех, кто расплачивается за последствия чужих недальновидных решений своим материальным положением, здоровьем и даже жизнью.
Ещё в своих предыдущих книгах Нассим Талеб поднимал тему непрозрачности и сложности нашего мира — современные системы очень запутаны, они скрывают риск, а когда происходит событие из разряда «Чёрных лебедей» (редкое и труднопрогнозируемое событие, имеющее существенные последствия), то закон не может никого наказать. Обычный человек хрупок перед такими событиями.
Худшей проблемой современности автор считает перенос хрупкости с одной группы людей на другую — одни извлекают выгоду, а другие вынуждены мириться с потерями, хотя они ни в чём не виноваты. Из-за этого переноса закон всё дальше удаляется от этики. Похожие явления существовали всегда, но, как считает автор, сегодня дела обстоят особенно плохо.
В таких условиях нашу хрупкость может уменьшить требование ставить на кон свою шкуру. Чтобы общество функционировало нормально, мы должны понимать, насколько стороны в любой сделке рискуют, насколько ставят свою шкуру на кон.
Не должна быть приемлемой ситуация, когда тот, кто ничем не рискует, получает все преимущества в случае благоприятных последствий своих поступков, но избегает любой ответственности, в случае если последствия оказались негативными.
Но именно это произошло после банковского кризиса 2008 года — на деньги налогоплательщиков были спасены банковские гиганты, из-за которых, собственно, этот кризис и разгорелся. Банки пользуются всеми преимуществами информационной ассиметрии, но не несут никаких издержек, если всё начинает разворачиваться по негативному сценарию — они просто перекладывают риск на общество.
По мнению автора, это противоестественно и с этим нужно бороться — те, кто принимает влияющие на мир решения, должны разделять негативные последствия этих решений — они должны ставить на кон свою шкуру.
Принцип шкуры на кону помогает снизить негативное влияние ассиметрии, определить, где действия, а где пустые разговоры, где наука, а где сциентизм, где этические нормы, а где поиск лазеек в законах. Этот принцип нужен нам и на личном уровне. Шкура на кону — это очистительный фильтр, который помогает нам отделить истинное от ложного. Ведь если человек говорит одно, но его действия доказывают другое, то он не заслуживает доверия.
О том, почему нам необходимо руководствоваться принципом шкуры на кону, у автора есть несколько важных идей.
Идея: В нашем мире слишком много людей защищены от последствий принимаемых ими серьёзных решений
Талеб считает, что все мы подобны герою древнегреческих мифов Антею — наша сила пропадает, когда мы теряем контакт с землёй, который проявляется в принципе шкуры на кону. Когда мы ставим на кон свою шкуру, мы принимаем решения, взаимодействуем с миром и расплачиваемся за последствия принятых решений — как хорошие, так и плохие.
Проблема в том, что сейчас слишком много людей получили возможность принимать судьбоносные решения, никак не расплачиваясь за их негативные последствия. А если они не расплачиваются за негативные последствия, то и не могут сделать правильные выводы и повторяют ошибки вновь и вновь.
Так, автор приводит в пример тех, кого называет интервенционалистами, к которым причисляет неоконсерватора Билла Кристола и журналиста Томаса Фридмана, активно поддерживающих введение американских войск в Ирак и смену режима в Ливии, где сейчас расцвела настоящая работорговля.
По мнению Талеба, люди, которые голосуют за войну и призывают к ней, должны ставить на кон свою шкуру — они должны отправиться на неё сами или отправить на неё своих сыновей. Но интервенционалисты отправляют на неё других, а сами живут в богатых районах, наслаждаясь всеми благами цивилизации и ни в чём не испытывая лишений.
И так как они не могут ощутить ущерб от своих действий, то и не извлекают из них уроков. Плохой пилот не будет летать долго — он найдёт свою судьбу где-то на дне Атлантики, и его действия смогут повредить лишь ограниченному количеству людей.
Но те, кого не касаются негативные последствия их решений, не сделают правильные выводы. За их ошибки расплачиваются другие люди, нередко ценой своей жизни и жизни своих близких.
И беда нашего времени, по мнению Талеба, в том, что у нас образовался целый класс таких людей — так в нашем обществе нарушаются механизмы отсеивания и эволюции — люди, принимающие плохие решения, остаются на своих местах, повторяют свои ошибки вновь и вновь, они не рискуют, но перекладывают свой риск на других.
В основе бюрократии Талеб видит тот же принцип — человек удобно отделён от последствий своих действий.
Талеб считает, что всё это в корне неправильно — тот, кто не хочет рисковать, никогда не должен принимать решения.
В прошлом выдающиеся люди шли на риск — и зачастую они принимали гораздо больше рисков, чем обычные граждане — императоры умирали в сражениях, возглавляя свои войска. Талеб приводит данные, согласно которым меньше трети римских императоров дожили до преклонного возраста. Как отмечает автор, даже сегодня легитимность монархов требует физического риска. Так, второй сын английской королевы Елизаветы II Принц Эндрю воевал в Фолклендской войне, и его вертолёт был на передовой.
По мнению автора, система без механизма шкуры на кону, в которой будет постоянно нарастать ассиметрия и диспропорция, рано или поздно взорвётся (если вообще выживет), что приведёт к последствию подобному банковскому коллапсу в 2008 году.
После кризиса правительства спасали крупные банки, из-за которых и произошёл кризис, вливая в них огромные суммы денег налогоплательщиков. Как отмечает Талеб, к счастью, после кризиса рискованный бизнес переместился к более децентрализованным структурам вроде хедж-фондов, владельцы которых рискуют не только средствами клиентов, но и своими, то есть ставят на кон свою шкуру.
Принцип шкуры на кону, по мнению автора, это то, что нужно современному обществу для восстановления симметрии между взаимодействиями людей. Законы Хаммурапи, созданные около 3800 лет назад предполагали установление такой симметрии.
Один из них звучал так: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнён. Если он убил сына хозяина, должны убить сына этого строителя».
Несмотря на кажущуюся жестокость, цель этого закона не в том, чтобы казнить всех направо и налево, а в том, чтобы спасать жизни, которые могут пострадать из-за плохой работы строителей. По мнению Талеба, это лучшее правило управления риском.
Как отмечает автор, это не значит, что нужно вернуть гильотину для банкиров, но наши системы должны быть построены на принципе шкуры на кону — тот, кто принимает решения, должен нести ответственность за их последствия, а обычные люди должны быть защищены от действий подобных людей.
Наши статьи, которые могут Вас заинтересовать:
Где учатся дети топ менеджеров Apple, Google, Yahoo!
Основные аргументы для удаления из социальных сетей
Тёмный интернет - кто ставит на смерть политиков. Строго 18+
Где осталась анонимность в интернете? Имиджборды что это такое
Подписывайтесь на канал!
Поделитесь статьей.
Да пребудет с вами сила полезной информации!