После ареста главы Министерства экономического развития Алексея Улюкаева, ведомство возглавил 34-летний Максим Орешкин, который пришел на этот пост с должности замглавы Минфина. За это время традиционные споры между двумя ведомствами прекратились. Новый глава Минэкомразвития добился подчинения своему ведомству Росстата, после чего главное статведомство страны стало публиковать положительную статистику по основным показателям экономического развития. Зарубежная пресса называет нового министра «фаворитом Путина». Чего удалось добиться Орешкину в должности министра и что говорят о его деятельности эксперты?
Новый министр
До назначения на должность главы Минэкономразвития Орешкин в течение полутора лет работал в должности замминистра финансов, а до этого успел потрудиться в должности главного экономиста ЦБ, управляющего директора «Росбанка» и главного экономиста «ВТБ Капитала». В этом назначении некоторые эксперты усмотрели победу Минфина над Минэкономразвития и стали даже предсказывать вероятное скорое слияние двух ведомств (такое, кстати, уже было в истории, в начале 90-х, но это объединение продержалось недолго).
«Назначение руководителем Минэкономразвития Максима Орешкина – хорошее решение», – так расценил это историческое событие Алексей Кудрин.
«Это экономист новой формации», – не отставал от Кудрина в похвалах Орешкина и вице-премьер Игорь Шувалов.
«Орешкин – классный макроэкономист... Я серьезно говорю. Вы увидите и вспомните мои слова», – вторил им глава Минфина Антон Силуанов.
«Максим Станиславович, вы молодой министр, пусть у вас взыграют амбиции в хорошем смысле этого слова, давайте подумаем, как нам сделать более амбициозными темпы роста на предстоящие годы», – напутствовала Орешкина спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
И Орешкин не подводит высоких чиновников, «амбиции играют» вовсю.
Успехи и достижения
Новый министр объявил, что строит «министерство будущего», «министерство нового поколения». Сотрудников в министерство новый министр стал набирать через фейсбук, лично изучая резюме кандидатов.
На должности помощников министра и начальников департаментов Орешкин пригласил людей из банковской среды, из консалтинговых агентств, заявив: «Некоторые люди идут к нам в министерство с понижением зарплаты в три-четыре раза, работаем в первую очередь за идею». Ради какой идеи эти люди пошли на такие жертвы, Орешкин не уточнял.
Кроме того новый министр создал неформальную группу «Управление переменами» для улучшения функционирования министерства и изменения его структуры. В группу вошли сотрудники крупнейших иностранных аналитических, консалтинговых и аудиторских компаний, таких как McKinsey & Company, PricewaterhouseCoopers, Citigroup Inc, которые пошли на эту работу наверняка тоже из идейных побуждений.
Вся эта бурная деятельность нового главы Минэкономразвития сопровождалась массированными «словесными интервенциями», разговорами о новом технологическом укладе, о цифровой экономике, о «блокчейне» как залоге будущего успеха и тому подобных вещах. В общем-то, стандартный набор «мулек», полюбившийся нашим чиновникам в последние годы.
Наибольшее количество споров в среде экспертов вызвало подчинение Минэкономразвитию Росстата, произошедшее благодаря активным стараниям Орешкина.
И теперь, Росстат стал выдавать «правильную» статистику. Экономика у нас, согласно данным статведомтва, растет, еще не так быстро, как в прогнозах и отчетах Минэкономразвития, но с «правильным вектором» уже определились.
Орешкин объясняет некоторое расхождение в оценках Росстата и министерства различием в методологиях подсчета.
Мнение эксперта
Вот что об этом говорит руководитель департамента экономической теории, профессор Финуниверситета при Правительстве РФ, чл.-корр. РАН Дмитрий Сорокин: «Что касается введения Росстата в структуру Министерства, то, как выпускник Московского экономико-статистического института, хорошо помню, как нам объясняли важность независимости статистики, прежде всего, от тех, чья работа подвергается статистическим наблюдениям. Может с тех времен что-то переменилось? Но я не знаю ни одного специалиста в области статистики, из числа не работающих в Министерстве или Росстате, кто поддерживал бы эту меру.
Мнение министра
Недавно министр заявил, что расхождения в цифрах, называемых Министерством и Росстатом, объясняются разностью в методологии счета. Хорошо бы узнать, какая из них правильная, чтобы не тратить деньги на содержание ведомства, пользующегося "неправильной" методологией и потому вводящего в заблуждение, как тех, кто принимает решения, так и экспертов.
Сам Орешкин итогами своей деятельности вполне доволен.
«Когда я сказал, что рост ВВП в 2017-м будет как минимум 2%, все смеялись, никто в это не верил… По факту имели во втором квартале рост уже 2,5%, в третьем квартале – 2,2%. И вполне выйдем на эти 2%, даже чуть больше к концу года», – заявлял тогда министр на форуме «Россия зовет!».
Мнение экономиста
Известный экономист Валентин Катасонов вносит некоторые корректировки в эти победные реляции: «Росстат занимается не просто обманом, а сверхобманом – меняют методологию и наращивают долю сектора услуг в ВВП. Росстат вносит корректировки, которые превращают те или иные сферы услуг в сектора, которые создают ВВП. Второй метод статистических фальсификаций особенно эффективен там, где имеет место инфляция. Они просто подменяли показатели инфляции. Эти два инструмента создают иллюзию роста экономики».
Итого
Но отчеты «от Орешкина» о росте нашей экономики использует в своих докладах премьер Медведев, опирается на эти отчеты в публичных выступлениях президент Путин, так что статистику от Минэкономразвития (а теперь и Росстата) нужно, видимо, считать более правильной, чем мнения экономистов, не работающих на ведомство.