Найти тему
Seasons Project

9 книг для тех, кто хочет писать лучше

Все хорошие книги о писательском мастерстве твердят в один голос: чтобы стать писателем надо писать.Умение выражать свои мысли на бумаге — это навык, который можно и нужно тренировать.

«ПРАВО ПИСАТЬ»ДЖУЛИЯ КЭМЕРОН

Издательство «Livebook»

Джу­лия Кэме­рон счи­та­ет: пи­сать для че­ло­ве­ка так же есте­ствен­но, как ды­шать, На стра­ни­цах кни­ги вы не най­де­те прак­ти­че­ских со­ве­тов и пи­са­тель­ских лай­фх­а­ков. За­то бу­дет встре­ча-раз­го­вор с са­мим со­бой. И ес­ли вы­пол­нять за­да­ния Джу­лии по­сле каж­дой гла­вы, эта встре­ча обе­ща­ет быть неожи­дан­ной. Вы со­ста­ви­те кар­ту эмо­ци­о­наль­но­го ланд­шаф­та, обу­стро­и­те ра­бо­чее ме­сто пи­са­те­ля, вспом­ни­те 50 дел, ко­то­ры­ми вы гор­ди­тесь и узна­е­те еще ты­ся­чу важ­ных ве­щей про се­бя. Воз­мож­но, то­гда вы услы­ши­те сво­е­го внут­рен­не­го ре­бен­ка. Кэме­рон уве­ре­на, слы­шать его го­лос необ­хо­ди­мо каж­до­му че­ло­ве­ку, что­бы тво­рить.

-2

«АВТОР, НОЖНИЦЫ, БУМАГА» НИКОЛАЙ КОНОНОВ

Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Ни­ко­лай Ко­но­нов де­лит­ся чет­ким ал­го­рит­мом со­зда­ния тек­ста. Вы не най­де­те в кни­ге вы­со­ко­пар­ных рас­суж­де­ний о му­зе, мис­сии пи­са­те­ля и про­чей во­ды. За­то вы узна­е­те, как най­ти соб­ствен­ный стиль, как пи­сать пись­ма так, что­бы на них от­ве­ча­ли, как со­би­рать ма­те­ри­ал, как се­бя ре­дак­ти­ро­вать и мно­гое дру­гое. При­го­дит­ся жур­на­ли­стам, ко­пи­рай­те­рам, ре­дак­то­рам и всем, кто хо­тел бы на­учить­ся пи­сать луч­ше.

-3

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СЪЕЛ МАШИНУ» НАТАЛИ ГОЛДБЕРГ

Издательство «Альпина Паблишер»

Для на­ча­ла Гол­дберг пред­ла­га­ет по­бе­дить сво­е­го внут­рен­не­го цен­зо­ра, ко­то­рый ча­сто не да­ет нам и сло­ва ска­зать. Ме­то­ди­ка про­ста: при­слу­шай­ся к се­бе и ми­ру во­круг, поз­воль се­бе тво­рить и де­лай это еже­днев­но. Де­лай это быст­ро, что­бы внут­рен­ний цен­зор не успел вклю­чить­ся и на­чать дик­то­вать свои пра­ви­ла. За­пу­сти твор­че­ский по­ток и пи­ши, по­ка что-ни­будь не по­лу­чит­ся. Хо­ро­шая кни­га для тех, кто не ве­рит в свои си­лы и ис­пы­ты­ва­ет бо­язнь "чи­сто­го ли­ста".

-4

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН» КРИС БЕЙТИ

Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Как сле­ду­ет из на­зва­ния, Крис Бей­ти уве­рен, что кни­гу мо­жет на­пи­сать каж­дый. Каж­дый год он ве­дет ли­те­ра­тур­ный ма­ра­фон «NaNoWriMo», и ему есть, что ска­зать на­чи­на­ю­щим ав­то­рам. Бей­ти щед­ро де­лит­ся опы­том участ­ни­ков про­ек­та и, ко­неч­но, сво­им соб­ствен­ным.

Пер­вая часть кни­ги по­свя­ще­на под­го­тов­ке к ма­ра­фо­ну: за­па­си­тесь ко­фе, со­ставь­те рас­пи­са­ние и впе­ред. В ост­ро­ум­ной и лег­кой фор­ме Бей­ти рас­ска­зы­ва­ет, как пре­одо­леть труд­но­сти, с ко­то­ры­ми неиз­беж­но стал­ки­ва­ет­ся лю­бой пи­шу­щий че­ло­век. Он, кста­ти, убеж­ден, что луч­ший мо­ти­ва­тор для лю­бо­го твор­ца — дед­лайн.

Ко вто­ро­му раз­де­лу кни­ги Бей­ти пред­ла­га­ет при­сту­пать непо­сред­ствен­но во вре­мя ва­ше­го ли­те­ра­тур­но­го ма­ра­фо­на. Это по­дроб­ный по­не­дель­ный план ра­бо­ты над тек­стом. Где брать идеи, что де­лать с ге­ро­я­ми, как вы­стра­и­вать ком­по­зи­цию и ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту, а та­к­же как не сой­ти с ума и за­кон­чить чер­но­вик во­вре­мя.

-5

«ДЗЕН В ИСКУССТВЕ НАПИСАНИЯ КНИГ» РЭЙ БРЭДБЕРИ

Издательство «Like Book»

Твор­че­ская ав­то­био­гра­фия и од­но­вре­мен­но сбор­ник эс­се Рея Бр­эд­бе­ри о ли­те­ра­тур­ном про­цес­се. Это не сбор­ник мо­ти­ва­ци­он­ных со­ве­тов, а, ско­рее, са­мо­ис­сле­до­ва­ние, в ко­то­рое впле­те­ны прин­ци­пы пи­са­тель­ско­го ма­стер­ства. На при­ме­ре соб­ствен­ных тек­стов пи­са­тель рас­ска­зы­ва­ет о рож­де­нии сю­же­та и по­яв­ле­нии за­мыс­ла. С по­ни­ма­ни­ем, про­сто и без па­фо­са о том, как пи­сать, ко­гда нет вдох­но­ве­ния и как от под­ра­жа­ния прий­ти к са­мо­му се­бе и соб­ствен­но­му сти­лю. Ра­бо­тать — рас­слаб­лять­ся — не ду­мать — вот ос­но­ва твор­че­ско­го про­цес­са с точ­ки зре­ния фан­та­ста. Ведь внут­ри каж­до­го жи­вет ре­бе­нок, ко­то­рый пом­нит мно­же­ство ис­то­рий и рас­ска­жет их, ес­ли к нему при­слу­шать­ся.

-6

«ОДИССЕЯ ПИСАТЕЛЯ» КЕНДРА ЛЕВИН

Издательство «Альпина Паблишер»

Ра­бо­та с кри­ти­кой, как по­бе­дить соб­ствен­ную тень и уви­деть свет в тем­но­те, что озна­ча­ет быть обо­рот­нем и как пе­ре­стать сра­жать­ся со внут­рен­ни­ми цик­ла­ми, ко­гда пра­вить чер­но­вик и как дви­гать­ся впе­ред, пре­одо­ле­вая твор­че­ские кри­зи­сы. Вдох­но­вив­шись кни­гой Джу­лии Кэме­рон «Путь ху­дож­ни­ка» и ис­сле­до­ва­ни­я­ми ми­фа Джо­зе­фа Кэм­п­бел­ла Ле­вин со­зда­ет на­ви­га­тор для пи­са­те­лей: от идеи до го­то­во­го тек­ста. Каж­дая гла­ва — соб­ствен­ная ин­тер­пре­та­ция ар­хе­ти­пов с со­от­вет­ству­ю­щим на­зва­ни­ем — «Плут», «Обо­ро­тень», «Бо­ги­ня». Кенд­ра Ле­вин пре­под­но­сит прак­ти­че­ские зна­ния в ху­до­же­ствен­ном оформ­ле­нии и де­лит­ся при­е­ма­ми, ко­то­рые поз­во­лят до­ве­сти про­ект до ло­ги­че­ско­го за­вер­ше­ния.

-7

«КАК ПИСАТЬ КНИГИ. МЕМУАРЫ О РЕМЕСЛЕ» СТИВЕН КИНГ

Издательство «АСТ»

Кни­га со­сто­ит из двух раз­де­лов с ко­рот­ки­ми гла­ва­ми. Пер­вый — ав­то­био­гра­фия Кин­га: не глян­це­вая ис­то­рия успе­ха, а чест­ная и са­мо­иро­нич­ная. Вто­рая — прак­ти­че­ские со­ве­ты с при­ме­ра­ми удач­ных и неудач­ных тек­стов. Со­ве­ты пе­ре­ме­ши­ва­ют­ся с рас­суж­де­ни­я­ми, а ино­гда и во­все с при­зна­ни­я­ми в сти­ле «я так де­лаю, но не факт, что это вер­но». Неко­то­рые из них об­ра­ще­ны к аме­ри­кан­ской ауди­то­рии, но по­ни­ма­ние ло­ги­ки со­зда­ния сю­же­та и важ­но­сти при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей бу­дут по­лез­ны каж­до­му, кто хо­чет стать пи­са­те­лем.

-8

«ПИШИ, СОКРАЩАЙ» МАКСИМ ИЛЬЯXОВ, ЛЮДМИЛА САРЫЧЕВА

Издательство «Альпина Паблишер»

Как со­здать силь­ный текст на рус­ском язы­ке: без му­со­ра, штам­пов и фаль­ши. Ав­то­ры рас­ска­зы­ва­ют как пе­ре­не­сти мыс­ли на бу­ма­гу без во­ды, лиш­них слов, за­то с при­ме­ра­ми и ко­мик­са­ми. Как сде­лать текст ин­те­рес­ным, на­ве­сти по­ря­док в ста­тьях, за­пу­стить ре­кла­му, ко­то­рая бу­дет ра­бо­тать и рас­сыл­ку, ко­то­рую за­хо­чет­ся про­чи­тать.

Кни­га со­сто­ит из трех раз­де­лов: сло­ва, син­так­сис и струк­ту­ра тек­ста. В каж­дом де­таль­но раз­би­ра­ют «му­сор», ко­то­рый отя­го­ща­ет на­пи­сан­ное и на­гляд­но по­ка­зы­ва­ют — что та­кое хо­ро­шо, а что та­кое пло­хо.

«Пи­ши, со­кра­щай» не по­мо­жет на­пи­сать ху­до­же­ствен­ную ис­то­рию, пол­ную ме­та­фор и ал­лю­зий, но на­учит пи­сать крат­ко и убе­ди­тель­но.

-9

«ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ» ДЖОЗЕФ КЭМПБЕЛЛ

Издательство «Питер»

Это не со­всем по­со­бие по пи­са­тель­ско­му ма­стер­ству, но это пре­крас­ный учеб­ник по прин­ци­пу по­стро­е­ния по­вест­во­ва­ния. Мож­но срав­нить «Ты­ся­че­ли­ко­го ге­роя» с тру­да­ми Вла­ди­ми­ра Про­п­па — од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков со­вре­мен­ной тео­рии тек­ста. Джо­зеф Кэм­п­белл ис­сле­до­вал ми­фы и ска­за­ния раз­ных на­ро­дов и вы­чле­нил об­щую сю­жет­ную струк­ту­ру пу­ти ге­роя, ко­то­рую он на­звал мо­но­ми­фом. Ес­ли ко­рот­ко, то путь со­сто­ит из трех ча­стей: на­ча­ло пу­ти, ини­ци­а­ция и воз­вра­ще­ние, каж­дая из ко­то­рых раз­би­ра­ет­ся де­таль­но. Не лиш­ним бу­дет ска­зать, что Джордж Лу­кас при­ду­мал куль­то­вые «Звезд­ные вой­ны» по­сле про­чте­ния ис­сле­до­ва­ний Кэм­п­бел­ла, а Ок­си­ми­рон пе­ре­ска­зы­вал их во вре­мя на­шу­мев­ше­го батт­ла.

-10

текст и подборка: Екатерина Северина

Книги
3507 интересуются