Для обучения грамоте (чтению) основные виды учебного материала – это звуки родной речи, буквы изучаемого алфавита, слоги, из которых строятся слова, слова, как строительный материал для предложений, такие явления, как ударения и, наконец, предложения, которые в конце концов и составляют текст, подлежащий осмысленному прочтению.
Но не все родители обладают знаниями и умениями в области обучения детей чтению и, тем более, не могут грамотно организовать дома процесс так, чтобы он вызвал интерес и стремление у детей узнать что-то новое. В этом вопросе можно положиться на специалистов, задача которых состоит в умении помочь родителям грамотно обучить своего малыша и воспитать в нем увлеченного читателя.
Педагоги выделяют три этапа обучения чтению:
1. Подготовительный этап – чтение-рассматривание.
Для первого этапа вам понадобятся специальные детские книжки для самых маленьких, где яркие, крупные и понятные иллюстрации занимают больше места, чем непосредственно текст.
На этапе рассматривания детской книги, в которой помещено произведение, важно, чтобы ребенок отличал по внешним признакам:
- обложку и надписи на ней (автор, название);
- иллюстрации;
- текст.
Рассматривая книжку вместе с ребенком, родитель должен построить процесс так, чтобы малыш, еще не зная текста, по иллюстрациям, мог рассказать, о чем она. Это достигается с помощью вопросов и обсуждения картинок.
Вам подойдут:
- русские народные сказки («Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д);
- русские народные потешки;
- произведения таких авторов как С.Маршак, А.Барто, В.Сутеев, С.Михалков, К.Чуковский и т.д.
Нужные книги вам порекомендуют в любом специальном городском или интернет- магазине. Так же можно проконсультироваться в детской библиотеке или любом дошкольном учреждении. И, конечно, проще всего посмотреть отзывы и обзоры на специальных сайтах в интернете.
2. Начальный этап – непосредственно обучение чтению.
К настоящему времени учебные материалы для обучения грамоте (чтению) в определенных, принятых авторами системах, располагаются на страницах специальных учебных книг – азбук и букварей. Разумеется, изучать звуки, буквы, слоги, слова, предложения и составлять из них небольшие тексты вы можете с детьми и без специального пособия. Опыт такого обучения существует.
В любом случае классическая структура обучения чтению представлена несколькими компонентами:
1) Чтение детьми гласных.
Сначала: А, У, О, Ы, Э
Потом: Е, Ё, И, Ю, Я
2) Работа по выделению из слов согласных звуков для изучения и обозначения их буквами.
3) Чтение слогов с выделенной согласной и всеми известными детям гласными, работа со слоговой таблицей.
4) Дополнение слогов до слов.
3. Основной или заключительный этап - проверка усвоения изученного материала путем отыскания его на страницах учебной книги.
Обучение технике и навыку чтения по Букварю или без Букваря – это не цель, а средство для самостоятельной беседы читателя с книгой, которая его привлекает. Именно детская книга помогает раскодировать письменную речь, знакомит с буквами, слогами, словами и предложениями. Заключительный этап – это этап работы непосредственно с книгой. От чтения по слогам к вдумчивому чтению.
Итак, как говорилось выше, можно научить читать своего малыша, не прибегая к помощи специальной учебной литературы. Но зачем усложнять себе задачу, если для первоначального овладения техникой чтения в России существовало и существует великое множество букварей и азбук. Отличаются они степенью своей доступности и простоты изложения методического материала. Он должен быть понятен как для детей, так и для их родителей, ведь именно они будут выступать в роли учителей.
Какую учебную книгу выделить для себя и для своих детей придется решить самостоятельно. Но важно, чтобы в итоге был выбран, так называемый стабильный букварь или азбука, по которому пройдет обучение от начала до конца. Ведь методический материал может отличаться количеством времени, которое отводиться на освоение фактов, компоновкой и их содержательной сущностью.
В связи с этим, остановлюсь на одном букваре, по которому лично работаю с детьми дошкольного возраста. И, по которому сама, много лет назад, очень быстро и легко научила читать своего ребенка. Это букварь Надежды Сергеевны Жуковой.
Этот букварь содержит понятные задания и простые пояснения для родителей на каждой странице и для каждого этапа обучения. Главное отнестись с вниманием и пониманием ко всем методическим указаниям и примечаниям во избежание печальных последствий неграмотного обучения.
И, последнее, для тех, кто предпочтет другое пособие, ниже приведу советы, которые дает Н.С.Жукова. Они просты и понятны. А самое главное необходимы всем родителям, которые решили обучить своих детей грамоте(чтению) самостоятельно.
Желаю всем удачи!