Светлана Гафурова
Мы все больше погружаемся в виртуальный мир. Из жизни уходят многие традиции, которые позволяли людям просто общаться между собой, разговаривать. Например, традиция семейных застолий, семейных праздников, совместных семейных трапез. Во многих семьях сегодня люди просто перекусывают за компьютерами, сидя в соцсетях и каждый по отдельности. Почему-то виртуальная жизнь стала для многих, особенно для людей молодых, интереснее реальной жизни, интереснее людей, живущих рядом.
Собралась компания молодых людей лет под тридцать. В основном парами и семьями. С детьми и даже с собачкой. Ехали весело. Гитаристы пели хорошие песни. В основном, Гребенщикова и Шевчука. Потом играли в «шапку», угадывали слова. Хохотали. К Тра-Тау мы подъехали почти друзьями. А у подножия знаменитой горы уже и познакомились все по именам.
Нас опьянял апрельский воздух, полный ароматов первоцветов — подснежников, мать-и-мачехи, цветущей вербы...
Недавно в Уфу приехал мой старший сын, который живет с семьей в Магнитогорске. Мы по традиции собрались у моей мамы за столом. И как же мне было до слез обидно, когда вместо того чтобы поговорить с нами, со мной, сын уткнулся в свой айфон. А видимся-то мы теперь один, два раза в год! «Неужели ему совсем «фиолетово» то, о чем я думаю, чем живу, какие события происходят в моей жизни», — глотая внутренние слезы, с горечью думала я. И, наконец, не выдержав, сказала:
— Убери айфон, пожалуйста! Пообщайся с нами!
На самом деле, это современная беда, когда люди перестают общаться друг с другом, перестают разговаривать, перестают видеть окружающий мир, интересоваться им.
Есть ли этому процессу противовес?
Да, есть! Один из трендов последнего времени, который я с удивлением наблюдаю в Уфе — это набирающие популярность экскурсии и прогулки выходного дня по красивым природным местам республики. Во времена моей студенческой юности мы просто садились в электричку и уезжали на выходные куда-нибудь из города в сторону Аши, например, с лыжами, с палатками, катались с гор, покоряли Аджигардак, пели в электричках туристские песни, просто разговаривали обо всем на свете.
Сегодня происходит то же самое, но по-другому. В Уфе можно насчитать около 60 частных организаций и групп, которые занимаются внутренним туризмом, с упором
на экскурсионный туризм выходного дня на микроавтобусах. И если они существуют, значит, есть спрос.
В минувший выходной мой новый знакомый, инструктор по туризму Юрий Коновалов предложил присоединиться к его группе, выезжающей на Тра-Тау. Я с удовольствием согласилась. Группу вместе с Юрой вела и его подруга Альмира Абсатарова. Ехали мы на небольшом комфортабельном микроавтобусе «Форд».
Сказочный, волшебный лес по пути к Тра-Тау пленял перепевами проснувшихся птиц. Местами снег еще не растаял и кое-кто из девушек, раздевшись до купальника, повалялся в нем. Реальную угрозу представляли клещи. Но мы предусмотрительно
обрызгались средством против них. И маленькие кровопийцы обползали нас стороной.
Высота Тра-Тау небольшая — чуть больше четырехсот метров. Но городскому жителю, отвыкшему ходить своими ногами и превратившемуся в подобие компокентав-ра, и это было серьезным физическим испытанием. Я с удивлением смотрела как некоторые молодые люди, добравшись до середины горы, просто падали на скальный грунт без сил. Я же забралась на вершину одна из первых. Думаю, в этом мне помог пост, который я держу уже четыре недели.
Но покорение горы, сопряженное с трудностями, было вдвойне сладостным. Мы все были счастливы, поднявшись на вершину. В синем небе парили коршуны. По белым кораллам бывшего древнего моря скользили изумрудные ящерки, склоны Тра-Тау были покрыты яркими фиолетовыми цветами-краснокнижни-ками — сон-травою. Жизнь была прекрасна и удивительна в этот миг! И что самое главное, она была совершенно реальна: со своими реальными запахами, звуками, людскими глазами и лицами. С горы открывался великолепный вид на окрестности: разлившаяся полноводная Агидель, озеро, село Бишказак...
Спустившись с горы, мы пообедали . и поехали дальше. Теперь наш путь ле' жал к скале Калим-Ускан, где снимали фильм о Салавате Юлаеве, а далее — на водопад Кук-Караук.
Водопад поразил нас своей весенней мощью и бурной широтой разлива. А шум вокруг него стоял такой, будто мчались с огромной скоростью несколько товарных составов. Вдоль речки Кук-Караук мы увидели остатки каменной кладки дороги, построенной еще при Екатерине Великой.
Вот так и рождается истинная любовь к родному краю! Когда увидишь его красоты своими глазами и походишь по родной земле своими ногами.
Единственное, что меня смутило в этой чудесной поездке: территория вокруг Тра-Тау сильно замусорена и загажена, да и путь, который вел к водопаду после села Макарово, может называться дорогой лишь чисто условно. Несмотря на это, автомобильное движение по ней было оживленным, как на Бродвее. Худо-бедно, но как-то само собою внутренний туризм все же рождается и в нашей республике. О чем лично свидетельствую!