Гамельн прославился на весь мир не своей весьма богатой историей и не своими прекрасными достопримечательностями, а своими крысами, точнее, крысоловами.
По известной легенде, когда-то (а точнее, в 1284 г.) в городе произошёл популяционный взрыв крыс, да такой, что буквально деваться было некуда.
Иллюстрация Кейт Гринуэй к поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гамельна».
В городскую ратушу явился некий пёстро (по другим версиям, красиво) одетый человек, предложивший избавить город от крыс. Городские власти согласились уплатить хорошую цену, но по окончании работ.
Крысолов вышел на улицу, вынул флейту и заиграл на ней. На звуки музыки сбежались все крысы города.
Почтовая открытка начала XX в.
Источник: wikipedia/commons
Не переставая играть, человек пошёл к реке, крысы последовали за ним, зашли в воду и утонули.
Но когда он вернулся в ратушу за оплатой, отцы города начали отговариваться и платить отказались. Крысолов рассердился и ушёл, пригрозив, что они ещё пожалеют.
На другой день он опять появился в городе и заиграл на флейте другую мелодию. На эту музыку сбежались все дети города. Человек, не переставая играть, повёл их по улице из города и увёл в пещеру на горе. Больше ни человека, ни детей не видели.
Сейчас большая часть историков считает, что в основе легенды лежит кампания по переселению молодых безземельных людей из Саксонии в Силезию, Восточную Пруссию или Трансильванию (см. Брашов). В этих местах действительно до XX в. сохранились немецкоязычные анклавы, многие их которых носят следы саксонского происхождения
Подобные легенды о гипнотическом воздействии музыки существуют у многих народов (кому интересно, в русской Википедии есть очень хорошая статья о гамельнском крысолове), но только в Гамельне есть много старинных документов, в которых даты отсчитываются от дня ухода детей. И только Гамельн развернул свою легенду в общемировой бренд. Сувенирные лавки города полны изображениями крыс и Крысолова, а ведущие к центру и к реке улицы помечены вот так:
Считается, что вот по этой улице Крысолов увёл детей из города:
С тех пор на ней запрещено играть на музыкальных инструментах и улица официально называется "Бездудошная" ("Bungellos").
Этот дом называется Дом крысолова.
На самом деле он был построен лет на 300 позже прихода Крысолова, но на деревянной балке в нём сохранилась надпись об уводе детей с указание точной даты.
Дом принадлежал городскому советнику (депутату гордумы по-нашему) и богато разукрашен.
Городские советники всегда неплохо устраивались. С другой стороны, и в горсовет тогда кого попало не выбирали.
Но Гамельн достоин внимания не только из-за крысолова. Благодаря стратегически удобному расположению на переправе через реку Везер он защищал границы государств, которые за его спиной постоянно менялись. Сначала это было княжество Каленберг, потом курфюршество Брауншвейг-Люнебург, потом королевство Ганновер. Вокруг города построили четыре форта и его стали называть "Северным Гибралтаром".
Но потом пришёл Наполеон и всех разогнал. После поражения соединённой немецкой армии под Иеной Гамельн сдался французам без боя. Французы разрушили форты, а заодно и городские укрепления.
Из 22 башен осталось только 2, между которыми уже в 90-х годах заново построили прясло городской стены.
В середине XIX в. на развалинах одного из фортов уже для туристов город поставил башню Клюттурм. С неё открываются хорошие виды на город и окрестности.
Везер - большая судоходная река, очень способствовавшая процветанию города.
Затон справа был, видимо, устроен специально для разгрузки и погрузки барж. По крайней мере он выходит прямо к единственной из сохранившихся в Гамельне мельниц.
Здание мельницы сохранили как историко-архитектурный памятник, а внутри вместо мельницы устроили гидроэлектростанцию. В хорошем хозяйстве ничего зря не пропадает,
Подальше за мельницей есть ещё одно интересное для любителей истории здание - гамельнская тюрьма.
Тюрьма была построена ещё в 1827 г. При нацистах там содержались политические противники режима - коммунисты и социал-демократы. После окончания войны англичане помещали туда пойманных военных преступников для суда и казни. Тогда во дворе тюрьмы был повешен 191 мужчина и 10 женщин (в основном из персонала концлагерей). Один человек был расстрелян.
В 50-е годы тюрьму частично снесли, частично перестроили и теперь там отель. Не думаю, что администрация много рассказывает о прошлом своего здания.
На улицах старого центра Гамельна много красивых домов.
В отличие от частных хозяев, гамельнские гильдии сильно не выпендривались. Вместо того, чтобы соревноваться между собой в устройстве гильдейских резиденций, они построили один общий дом на всех, зато большой и удобный.
На фронтоне Дома гильдий, выходящем на главную Рыночную площадь, установлен современный глокеншпиль (не карильон, как, например, в Мехелене, а просто набор колоколов) с движущимися фигурами и колоколами.
У нас осталось впечатление, что колокола декоративные. Во время представления они не двигались и звона слышно не было.
Представление на глокеншпиле посвящено, естественно, Крысолову.
По легенде, они за всеми не успели, остались в городе и потом тосковали от одиночества. Глухих детей, видимо, в Гамельне тогда не оказалось.
В центре Гамельна стоит памятник мирным жителям, погибшим во время войны.
Памятники жертвам среди гражданского населения стоят почти во всех немецких городах, и они все индивидуальны, не наши гипсовые герои по одной форме во всех деревнях.
Но у нас памятники стоят только военным (если не считать Пискарёвское кладбище). Да, я понимаю, что памятники военным немцы ставить не могли. Но мы почему даже сейчас не вспоминаем своих погибших мирных жителей?
И, напоследок, о фахверке.
Конечно, фахверковые дома смотрятся очень красиво.
Но в Гамельне удалось заглянуть в технологию.
На самом деле деревянный каркас обивали прутьями, обмазывали глиной, а в середку набивали любой строительный и прочий мусор - был бы сухой. Холод всё это пропускало только так. Неудивительно, что немцы придумали ночные колпаки.
Спасибо, что дочитали до конца.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.