Найти тему

Отзвук поэзии Кольцова в творчестве Габдуллы Тукая

Ирина БАККЕ

Хочешь познать суть бытия — загляни в прошлое. В то прошлое, когда творили замечательные мастера слова. Представители разных национальных культур черпали вдохновение в стремлении испить чашу жизни, чтобы развить жизнь, чтобы заглянуть в счастливое будущее, в которое они безоглядно верили и которое искренно приближали.

   Ирина БАККЕ  Хочешь  познать суть бытия — загляни в прошлое. В то прошлое, когда творили  замечательные мастера слова.

Габдулла Тукай не мыслил благополучия и процветания татарского народа вне русской культуры, вне укрепления исторических связей с Россией. Неслучайно, вступая во взрослую жизнь, он попадает в русский класс при медресе в г. Уральске и получает ответы на многие мучившие его вопросы. Отныне и навсегда он на пути демократизации литературы — литературы, связанной с жизнью. Он не мог не задуматься, прочитав стихотворение Алексея Кольцова «Что ты спишь, мужичок?». Его влекло к стихам. Он видел в них могучую силу движения. Стихи, что песня. В песне содержится призыв, значит, и стихотворение может призвать к действию. Дебютом Тукая в поэзии стало его стихотворение «Сон мужика», являющееся вольным переводом известного стихотворения Алексея Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

Что ты спишь, мужичок?

Ведь весна на дворе;

Ведь соседи твои

Работают давно.

Они были разные по рождению, по воспитанию. «Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильева Чеботарева». Такая запись появилась в октябре 1809 г. в метрической книге г. Воронежа Входо-Иерусалимской (Ильинской) церкви. Весь распорядок в семье прасола Василия Кольцова подчинялся строгим и суровым правилам в старорусском купеческом стиле. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 г. в семье муллы в деревне Кушлауч Казанского уезда. Генетически заложенная интеллигентность не противоречила нелегким обстоятельствам жизни юного Габдуллы, а способствовала укреплению в нем желания жить в гармонии с духовным ростом.

Год учебы Алексея Кольцова прошел в уездном училище, но все изменилось на втором году обучения. Василий Петрович решил, что полученных сыном знаний достаточно для того, чтобы начать приобщаться к делам. С одиннадцати лет он участвует в делах отца. Хорошо знали Кольцовы лесное дело, лесозаготовки. Но жажду знаний Алексей сохранит на всю оставшуюся жизнь и по мере возможностей будет заниматься самообразованием.

Юный Габдулла также всей душой стремится к учению. Его тяготит существующая в то время система обучения в медресе, направленная на воспитание из детей безвольных и покорных граждан. Он чутко следит за развитием русской литературы. В ней он видит сильнейший прогрессивный стимул.

С юных лет Кольцов жил на природе. Для поэтической натуры трудно было бы придумать более полное, разнообразное, насыщенное воспитание самой природой, особенно степью.

Остро чувствовал природу и Габдулла, поэтому в его стихах присутствует разговор с природой. Она — живая и созвучна душе человека.

«Не на словах, а на деле сочувствовал Кольцов простому народу в его горестях, радостях. Он знал его быт, его нужды, горе и радости, прозу и поэзию его жизни, — знал их не понаслышке, не из книг, не через изучение, а потому что сам и по своей натуре, и по своему положению был вполне русский человек» (В.Белинский). Вряд ли кто-нибудь еще из наших литераторов был столь тесно связан с жизнью народа. Он и одевался по-русски: длинный купеческий сюртук, подпоясывался кушаком, шаровары, сапоги, волосы в кружок. Он был охоч и петь, и плясать, и водить хороводы. Будущий поэт тесно приобщался к жизни народа, представавшего перед ним во всей своей пестроте.

Габдулла рос и взрослел в той крестьянской среде, которая отличалась нищетой и отчаянием от непосильных тягот. Мальчик видел вокруг себя беспросветную нужду крестьян, обремененных непосильными податями. Его самого не раз попрекали куском и называли «нищим», «бездомным». Но это не ожесточало сердце будущего поэта, а, наоборот, призывало к состраданию к обездоленным, звало на борьбу со злом.

Как и Алексей, Габдулла с малых лет любил стихи. Он любил слушать народные песни и сам хорошо пел. Позднее он скажет: «Любовь с малолетства к проникновенным песням заставила меня полюбить свой родной язык». Униженный, задавленный обстоятельствами жизни, он с восторгом и благоговением воспринял стихи русского поэта. Для него это стало своего рода открытием. Он не просто открыл дверь в поэзию, он открыл путь в светлую жизнь.

Удивительно, но такие разные поэты, жившие далеко друг от друга в разные годы, в разных условиях, вдруг обнаруживают много общего в характере и понимании жизни. Они и жизнь-то прожили разную. Габдулла Тукай рано покинул сей бренный мир. Он и ушел, словно пропев по-кольцовски: «Из железной клетки мира улетает — улетает юная душа моя...»

Не в этом ли суть бытия?! Преемственность времен, преемственность поколений, гуманность как фактор движения человечества, торжество добра.

Отзвук поэзии Алексея Кольцова можно уловить и в других произведениях Габдуллы Тукая:

грядущем много дней еще,

Учись, народ, чтоб быть умней еще —

И вождь придет, и будет день,

Ведь ты не видел лучших дней еще...

(Утешение).

Когда душа измучится в борьбе,

Когда я ненавистен сам себе.

Тогда я в книгу устремляю взгляд, Священные страницы шелестят.

Я исцелен, я счастлив, я живу.

Я пью тебя, отрада из отрад.

(Книга).

Слышу я: кто-то протяжно поет, Льется из сердца красивая песня, Льется, поется, как создал народ. Боже, какая тоскливая песня!...

(Народная мелодия).

...Я запомнил крепко, я не позабыл Дни, как в резвых играх жизнь я проводил, Как, сырую землю плугом бороздя,

Я со старшим братом по полю ходил.

(Родная деревня).

На поле накинут Покров белизны,

И в сон погрузилась Земля до весны...

Но все же не вечен Тот сон, хоть глубок...

Придет пробужденье В положенный срок.

(Сон земли).