Кто-то верит, что инопланетяне уже здесь, возможно, с незапамятных времен. И вообще мы все – либо они, либо их прямые потомки. Но сейчас речь не о фантазиях охотников за летающей посудой, а о том, что фантастическую литературу без пришельцев и представить трудно.
1. Треножники наступают!
Давно стала классикой книга Герберта Уэллса «Война миров». А ее скандальная радиопостановка в 1938 году, которую режиссер Орсон Уэллс (однофамилец писателя) стилизовал под репортаж в реальном времени, вызвала панику среди слушателей, поверивших, что на Землю и впрямь напали марсиане. Благодаря этому, «Война миров» вошла в историю не только литературы, но и пропаганды. Кстати, спустя 11 лет история с радиоспектаклем и массовой паникой повторилась в Эквадоре.
Роман, в котором злобные инопланетяне в своих боевых треножниках громят земные города и селения, показал, что прибывшие издалека чужаки вовсе не обязаны:
1. Быть похожими на нас.
2. Считаться с нами.
Это два пункта наши дальнейшее развитие в европейской и американской фантастике. Наиболее ярким, характерным более поздним, уже зрелым и законченно милитаристским вариантом стала книга Роберта Ханлайна «Звездный десант», успешно экранизированная Полом Верховеном. В тексте показано, как против злобных насекомоподобных захватчиков сплотились воедино разные поколения землян, как молодых, так и пожилых, и все оказались единодушны в желании уничтожить вторгшихся тварей.
2. Чужой и плагиат
Следующим, уже не идейно, но технически более совершенным, прописанным в самых мелких деталях облика единичного экземпляра и так называемой их цивилизации стали Чужие и Хищники, которые, конечно, не могли оставить без внимания Землю. Вследствие этого появились и специалисты - профессионалы по борьбе против таких недобрых пришельцев.
Легендарный фильм «Чужой» начался, как это ни удивительно, с совсем другого литературного произведения – рассказа Филипа Дика «Мы вам всё припомним». Именно его хотели экранизировать режиссер Джон Карпентер исценарист Дэн О'Бэннон, еще молодые и неизвестные. Но чтобы, как говориться, набить руку перед созданием шедевра они решили сначала снять фильм попроще. Кстати, рассказ Филипа Дика тоже построен на теме вторжения пришельцев, экранизировал его много лет спустя всё тот же Пол Верховен под названием «Вспомнитьвсё» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. А «простенький сюжет для разминки» обернулся настоящим шедевром, породившим новое направление как в кино, так и в литературе. Правда, ставил его в итоге не Карпентер, а Ридли Скотт.
Впрочем, Джон Карпентер в итоге тоже прославился как мастер независимого кино и фантастических ужастиков.
Сценариста Дэна О'Бэннона упрекали, что основную идею своего «Чужого» он позаимствовал из романа Альфреда ван Вогта «Путешествие космической гончей» - там было и злобное существо, охотившееся на астронавтов в полете, и его детеныши, вылуплявшиеся в телах людей и прогрызавшие себе путь на волю. Автор романа даже судился со сценаристом «Чужого» и киностудией. И ему все-таки в итоге заплатили гонорар. Сам сценарист признавался, что позаимствовал кое-что и из рассказа Клиффорда Саймака «Свалка», а именно – находку яиц опасного существа.
Потом в процессе работы над фильмом были наняты еще два сценариста, и в итоге Дэна О'Бэннона собрались вовсе выкинуть из титров. Тут в суд пошёл уже он и смог добиться, чтобы красоваться в титрах как единственный автор сценария. Скандалы с соавторами продолжались еще долго.
Зато прожигающую всё и вся кислотную кровь для Чужого Дэн и художник фильма придумали сами.
3. Ужасные и коварные
Как правило, злобные пришельцы имеют явно выраженный непривлекательно-отталкивающий облик, они крупнее землян, а их лица - хотя правильнее будет сказать, морды - лишены возможности выражать симпатию, дружелюбие и одобрение.
Такие пришельцы способны нарушить все земные табу (в том числе употребить в пищу людей и их органы), не проявляют снисхождения и гуманизма ни к детям, ни к женщинам, ни к старикам и больным.
Порой в отношениях землян с коварными пришельцами проскальзывает старинный сюжет о простом юноше (реже девушке), ставшем учеником (подручным) недоброго чародея. Юноша в конце концов при помощи своей хитрости и смекалки использует волшебство в правильных с точки зрения обычных людей целях, наперекор чародею и его захватническим планам. Пример - РонХаббард «Поле битвы Земля».
А в романе современного автора Рика Янси «5-я волна» пришельцы проявляют еще более изощренное коварство. Истребив большую часть человечества с помощью техногенных аварий и бактериологического оружия, они вербуют земных детей и подростков для охоты на уцелевших.
4. Есть и хорошие пришельцы
Кроме нечеловеческого вида негодяев в фантастических романах существует и другая группа пришельцев - живущие среди нас, как правило, уже как минимум несколько лет, и внешне не отличимых от людей, и даже имеющих среди них деловых партнеров и друзей (и совсем редко - жен/мужей). Обычно такие пришельцы выполняют на Земле какую-то неземную функцию, часто связанную с транзитной деятельностью через земное пространство. Пример – «Пересадочная станция» Клифорда Саймака.
Если все-таки пришельцы совсем не похожи на землян (и не только внешне), то возникает вопрос, способны ли пришельцы понять людей, а люди - пришельцев? Ответ - в уже ставшем классикой и тоже экранизированном рассказе «Враг мой», где землян, схватившись в звездном бою с негуманоидным противником, совершает вынужденную посадку на планету. И на ней встречает тоже совершившего посадку врага. Им приходиться обоим выживать в недружеской обстановке, помогая и спасая друг друга. И потом землянин воспитывает его ребенка и шокирует этим как свое земное командование, так и родственников того негуманоида.
О взаимном недоверии и его преодолении изящно написал Мюррей Лейнстер в рассказе «Первый контакт», вышедшем в 1945 году. Космический корабль с Земли встречает в космосе инопланетный звездолет, и начинается (на обоих кораблях) мучительный поиск решения. Опасны ли эти незнакомцы, как поступить, применить ли оружие… но ведь это же та самая, долгожданная первая встреча, как быть? В итоге, независимо друг от друга оба экипажа приходят в идее поменяться кораблями, предварительно приведя в негодность оружие и средства слежения.
О том, что страх страхом, а на самом деле у двух цивилизаций много общего свидетельствует финал, где землянин и чужак рассказывают друг другу непристойные анекдоты, каждый свои. И ведь оба отлично понимают их смысл! И оба умеют смеяться.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!
До новых книг!
Ваш Book24