Россия не только "союз нерушимый республик свободных", но ещё и этническая пороховая бочка. Гордость за двунадесять языков и народов проживающих в нашей стране тесно соседствует с этнической самобытностью, которая в быту определяется не хитрым кодом "свой-чужой". С добиблиейских времён, читай всегда, в общежитии разных этносов существовало две равносильные тенденции: ассимиляция титульным этносом малочисленного и самоизоляция малых этносов, как единственный способ сохранения идентичности. Примеров ассимиляции великое множество, примеров самоизоляции гораздо меньше (ярчайшие образчики евреи и армяне). Так было и так будет. Всё остальное, с точки зрения этнографии - риторика и политический маркетинг.
Процесс ассимиляции - это не геноцид народа, а естественный процесс этногенеза. Человечество постоянно трансформируется: одни этносы умирают, другие рождаются. Но рождаются не на пустом месте, а при слиянии нескольких. К примеру, славянский этнос умер дав почву для рождения других этносов: русского, чешского, сербского и т.п. Каждый из вновь рождённых вобрал в себя другие, более мелкие этносы. В случае с русским этносом это были фино-угры и тюрки.
Самобытность этноса определяется не кровью, а культурой. Негр, родившийся в России и воспитанный в русской цивилизации - это русский, как и русский по крови, воспитанный в Китае - китаец. Поэтому театр "военных действий" ассимиляции это битва культур. Кока-кола vs квас и "Мосфильм" vs Holleywood - это эпизоды культурной войны (или войны культур). Носитель культурных ценностей - человек. Чем больше людей, тем культура устойчивее, сильнее и дольше сопротивляется внешним угрозам. Поэтому, можно много и долго лукаво строить политкоректные конструкции, но малые народы обречены на ассимиляцию более крупными. Это не хорошо и не плохо - это естественный процесс. Единственный шанс выжить это самоизоляция - резервация. При упоминании этого слова у этно носорогов начинаются оры, дикие вопли и тыкания пальцами в сторону американских индейцев. Методы могут быть неудачными и неэффективными, но сути они не меняют. Пример: исландцы (остров, как естественная резервация) или жители Русского Устья на Индигирки сохранившие до середины ХХ века русскую культуру XVII века (культурная самоизоляция).
Другое дело хотят ли сами малые народы изолироваться? Движущей силой каждого народа являются элиты (по крови, по профессии, по должности, по харизме). Элиты - поводыри, они могут сплотить народ во имя какой-либо цели или привести его к гибели. Пример Сталин-Гитлер. Самый эффективный способ управления народами это подкуп элит, в грубой, но точной форме это выражается формулой: вождей покупают за бусы. К слову сказать, таким способом, небольшое испанское войско победило (захватило) территорию населённую несколькими миллионами индейцев (там были и другие причины, но это одна из главных).
Что-то изменилось с тех пор? Да, бусы стали другими, но методы остались. В России политика "покупки" национальных элит велась, ведётся и, думаю, будет вестись. Процеес выгодный обеим сторонам: и власти, титульной нации и этническим элитам. Жить традициями в чумах, ярангах, избах - это хорошо, а в Москве и Санкт-Петербурге - лучше. Так было в средние века с татарскими князьями, в XIX веке с кавказцами, так продолжается и сейчас со всеми остальными. Национальные лидеры за "бусы" становятся управляемыми и проводниками интересов элит титульной нации. Скажите не так, я утрирую? Проверьте сами, где жили или живут национальные элиты?
В большой битве культур малые народы могут выжить только отказавшись от государственных дотаций и преференций. Парадокс? Конечно, потому что сейчас всё происходит ровным счётом наоборот. Представители местных элит, идут во власть именно за деньгами и дотациями для благ своего народа. На этом этапе и появляются "бусы". Мотивация похода во власть может быть самой благой, но итог оказывается всегда одинаковым - отрицательным для малых этносов. С появлением товарно-денежных отношений, начинается классовое расслоение, это ещё Карл говорил. Разумеется, всё происходит под эгидой традиционности. Дотации идут на приобретение матчасти, которая заменяет традиционную. Да, безусловно, снегоход быстрее и эффективнее в большинстве случаев, чем оленья упряжка. Но с появлением снегохода уходит традиция. И так капля за каплей народ теряет традиции, культуру, а потом и язык. А зачем он нужен если главная цель - получить дотацию? Для получения дотации/гранта/субсидии, как раз нужен русский язык. Потом можно открыть хоть сто тысяч школ на национальном языке, нарисовать оленеводам миллионные зарплаты, но уже будет поздно. Традиция ушла.
Так происходит и на Чукотке. Самый сильный ударом по традиционности был нанесён не советской властью, с её пресловутыми интернатами, а после 1990-х годов айфонами и кока-колой, одним словом - обществом потребления. О национальном патриотизме очень приятно говорить на тёплой кухне смотря на ютюбе фильм о героической жизни северных кочевников. Декабрьской морозной ночью в тундре, окарауливая стадо о патриотизме не говорят и даже не думают. Старики думают, как с зарплаты отправить детям в город или посёлок денег, а молодёжь, когда случится оказия, чтобы выбраться в посёлок. Не все оленеводы хотят жить в посёлке, но большинство. Особенно женщины. Потому что женщинам в тундре сложнее всего, их тундра "мордует" в пару десятков лет. Поэтому первыми из тундры ушли женщины. Будь мужчина хоть трижды патриотом, но в промежутке от 16 до 50 лет (в среднем) о женщине он будет думать больше, чем о патриотизме. И алкоголизм в оленеводческих бригадах (не везде и всегда, но имеющий место быть) это чаще всего сублимация "женского вопроса". А чукотские женщины переезжают из сёл в поселки, а из посёлков в Город. В Городе кинотеатры, кафе и ...женщины соплеменницы, красивые и нарядные, которые личным примером показывают, как нужно жить, чтобы в 40 или 50 лет твое лицо было не как пожёваная промокашка, а свежее и молодое (да здравствует гарнье и вита лифт). Современные реалии Чукотки в национальной среде - это женщины-лидеры. Мужчины лидеры тоже есть. Но их единицы и эти лидеры - производственники. Агитировать "за советскую власть" они не будут. Народ тянется за лидерами. Народ тянется в города. Это модель будущего малых этносов Чукотки.
И вот здесь обозначились контуры новых и опасных мэжэтнические трений. Советская власть дров наломала достаточно, но были и здравые идеи. С 1930-х годов начался процесс "привязки" кочевых народов к центральным усадьбам совхозов, т.н. процесс оседлости. К середине ХХ века были созданы 90 % современных национальных сёл. Процесс организации сельских поселений заключался не только, в том чтобы привязать кочевников к земле (деревне), но и организовать производственный сельскохозяйственный цикл: переработка мехсырья, пошив, звероводство, рыболовство и т.п. Менее чем за одно поколение население освоило новую культуры и быт. Чтобы не допустить перетекания населения из сёл в города (посёлки городского типа), где жизнь интереснее, легче, но не традиционная, использовался негласный метод кнута и пряника. Кнут - это запрет на прописку в городских поселениях, пряник - улучшенное снабжение сёл промтоварами и продовольствием. В 1990-х этих барьеров и стимулов не стало и начался переток населения из сёл в райцентры, а потом и в города.
Первыми переселенцами становились люмпены (которым терять нечего) и сельская интеллигенция и специалисты, потому что работы не стало. Началась эпоха переселения и этнических трений. В советское время два мира: местный традиционный и промышленно-пришлый жили рядом, но почти не соприкасались. При насыщении города сельскими жителями происходит деградация городской культуры. Это характерно не только для Чукотки, это один из урбанистических законов. Чтобы не уходить в дебри - в райцентрах начался межэтнический процесс взаимодействия: "вас тут не стояло" и "понаехали". Острых форм неприязни переросших в националистическую фазу не происходило, но бытовой национализм расцвел махровым цветом. Процесс оттока из села в города продолжается и сегодня. Но за 20 лет уровень межэтнической напряжённости несколько спал. Народ пообвык друг к другу. Если этот процесс переселения и межэтнических трений был вызван экономической ситуацией, то следующий удар в этнический улей сделала власть. В плохо заживающую, но всё-таки заживающую рану совместного сосуществования "приезжих" и коренных власть "высыпала" мешок соли под названием "льготы коренным жителям".
С середины нулевых на Чукотке, пусть и в лёгкой форме, запущен процесс сегрегации по расовому признаку - в учебниках истории это называется фашизм, нацизм и апартеид. Разделение может и должно быть только по профессиональному признаку: оленеводы, шахтёры, водители, морские охотники и т.п. У каждой из профессий есть своя специфика, которая требует дополнительных мер поддержки или стимулирования. К примеру, молоко за вредность или санаторно-курортное лечение. К слову, в советское время были оленеводы не чукчи: татары, русские, украинцы. По закону, в котором мы живём сейчас, они бы не имели права безлицензионного лова рыбы или охоты.
Назвать дураками тех кто ратовал за льготы или принимал решения у меня язык не повернётся. Большинство, я надеюсь, руководствовались благими побуждениями. Для истории важны последствия. Разделяй и властвуй - единственная фраза, которой руководствуются политики во все времена и всех народов (остальное риторика). И ладно если этот политик соотечественник. А если нет? Следующий шаг - подготовка национальных кадров для занятия руководящих постов и приход во власть. Не по профессиональным способностям, а по национальному признаку. А дальше как политическая карта ляжет, вплоть до выхода из... Сценарий сегодня фантастический. Но по таким сценариям история и развивается. Не только знание истории говорит об этом. Одно очень высокопоставленное лицо округа, однажды рассказало мне подобный сценарий, дальнейшего развития Чукотки. Правда без финального аккорда.
Сегодня, кажется делается всё, чтобы разделить народы живущие на Чукотке и России. Одним из эффективных инструментов межнациональной розни служат ассоциации, общественные организации и партии создаваемые по национальному признаку. Цель подобных организаций, в первую очередь - политическая борьба за власть. Эта борьба может носить завуалированные формы и прикрываться различными культурными лозунгами о самосохранении. Но в идее подобных организаций всегда лежит принцип сегрегации по национальному признаку: я, ассириец/таджик/мариец и т.п. и я имею особые права. В многонациональном государстве подобная риторика и методы реализации национальной политики - мина замедленного действия под основу государственности. Особые права в светском государстве могут и должны иметь не национальности и конфессии, а профессиональные союзы и "организации по интересам". Такие особые права могут быть у чукотских оленеводов и морских охотников, чабанов Кавказа, рыбаков Сибири и Дальнего Востока или у организаций, занимающихся культурной и просветительской деятельностью, к примеру, ревнителей родного языка.
Право граждан на свободу союзов, в том числе и по национальному признаку, разумеется никто не запрещает. Но вот финансировать подобные союзы из госсредств это - непродуманная и опасная для государства политика. Сегодня подобную политику проводят в России в целом и на Чукотке в частности. Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки финансируется из регионального бюджета. Для чего нужна эта организация? Бороться за права коренных жителей? А чем коренные жители, живущие в посёлках и городах отличаются от остальных жителей? Какие могут быть особые права у бухгалтера или водителя чуванца отличные от учителя калмыка? Верно, никаких. Особые права, могут быть у профессиональных союзов: оленеводов, морских охотников и т.п. Вот эти организации могут и должны поддерживаться государством. Не все коренные жители оленеводы и морские охотники. Больше скажу, традиционными промыслами занимаются сегодня на Чукотке в лучшем случае 30%.
Основа идентичности народа в культуре, а не в государственных должностях. Поэтому Ассоциация коренных малочисленных жителей Чукотки - это политизированная организация, которая нужна лишь для удовлетворения политических амбиций и способствующая развитию межнациональной розни, а Союз морских охотников Чукотки и общественная организации "Чечеткин ветгав" (Родное слово) - организации действительно занимающиеся сохранением культуры и традиций. Кроме Ассоциации в округе существует Управление по делам коренных народов Чукотки. Зачем? Какие могут быть дела у коренных народов Чукотки отличные от остальных граждан? Оленеводство и морской промысел? Так это компетенция Сельхоз департамента. Никаких, кроме политических, дел быть не может. Мы, жители Чукотки учимся в одних школах, посещаем одни музеи и концерты. Живём в одних домах. Работаем в одних организациях и учреждениях. Зачем нас разделять на политическом уровне? Зачем делить народы на своих и чужих? В подобной политике закладываются основы межнациональной розни. Разделяй и властвуй. Выигрывают политические элиты, проигрывает народ.
Действительно нужным и эффективным инструментом для гармонизации межэтнических отношений является учреждение Конгресса жителей Чукотки (или любое другое название). Без относительно национальности и вероисповедания. У нас одна общность интересов - Чукотка, мы живём на одной земле. Это самый мощный и самый действенный инструмент и аргумент против национальной розни. Да, регион у нас особый, и эта особенность касается всех жителей, которые сегодня живут на Чукотке. Нам, жителям Чукотки, на этническом поле делить друг с другом нечего. Ни один этнос не стремится занять оленьи пастбища или морскую акваторию для охоты на морзверя. Делить нечего, но есть что сохранять и приумножать. В том числе национальные языки и культуру, оленеводство и морской промысел, а также промышленность, энергетику и т.д. и т.п. Но делать всё это мы должны вместе, без разделения на коренной-не коренной. "Код доступа" - житель Чукотки.
И тогда наступит межэтническая гармония и чиновники займутся действительно, общественно значимыми делами, а не перлюстрацией записей в социальных сетях.
Можете меня обзывать как угодно, но не говорите пожалуйста об этнической самобытности и гармонизации межэтнических отношений в городах и посёлках. Расскажите мне об этом в тундре, в стойбище, когда я приду туда летом пешком или зимой на лыжах. Мы вместе с оленеводами посмеёмся над этим.
П.С. Данная статья - это попытка анализа современной этно-политической картины в России и на Чукотке, с точки зрения историка (диплом имеется). Статья не направлена на унижение и оскорбление какой-либо нации, этноса, народа. Статья не претендует на всеобщую объективность, которой в принципе не существует, но опирается на факты. Эмоциональный окрас некоторых суждений - литературный приём, призванный усилить акцент, на наиболее важных, с моей точки зрения, моментах. Все инсинуации, домыслы и попытки притянуть что-нибудь к носу, упаковываются в ящик с надписью "учи матчасть" и посылаются отправителю.